По итогам 2012 г., скорость движения товарных поездов с учетом погрузки и выгрузки упала с 247 до 219 км/сут., или 9,1 км/ч. Это худший показатель за последние 15 лет. Прогноз Минтранса также не оптимистичен: к 2015 г. скорость движения грузовых составов должна достичь лишь результата 2010 г., а к 2030 г. этот показатель улучшится только до 13,3 км/ч.
Средняя скорость отправки грузовых составов в 2012 г. составила 219 км/сут., или 9,1 км/ч, рассказали в РЖД. Таким образом, за год скорость движения на железной дороге снизилась на 1,2 км/ч (средняя скорость отправки в 2011 г. – 247 км/сут. без учета разгрузки и выгрузки, 37,1 км/ч), а за два года – на 2,29 км/ч (в 2010 г. – 274 км/сут.). В прошлом году монополия призналась: систематичное нарушение сроков доставки грузов обернулось почти трехкратным увеличением жалоб к компании и, как результат, претензиями на 7 млрд. руб. Однако если итоги 2011 г. многие объясняли результатом реформирования железнодорожной отрасли и отказом частных операторов везти груз по непривлекательным для них ценам и маршрутам, то в 2012 г. ситуация должна была стабилизироваться. Этого ожидали и грузоотправители, и сами РЖД, заявляя прошлым летом, что приняли все необходимые меры для доставки грузов в срок.
Между тем скорость движения товарных поездов не только не увеличилась, а, наоборот, сократилась до рекордного за последние 15 лет показателя. Медленнее, чем в 2012 г., груз доставлялся только в 1997 г. (8,3 км/ч, или 200 км/сут.). Для сравнения, по данным немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn, средняя скорость грузового поезда в Германии составляет 50-60 км/ч, а в США – порядка 45,8 км/ч.
В РЖД не раз говорили о том, что тяжелая ситуация на железной дороге связана в первую очередь с избытком парка на сети. Так, по данным монополии, при общем парке более 1 млн. грузовых вагонов профицит составляет около 240 тыс. штук.
Однако, судя по всему, чиновники уверены, что ситуация выправится. Согласно подготовленному Минтрансом проекту транспортной стратегии, к 2015 г. скорость движения грузовых поездов должна увеличиться до 11,29 км/ч (271 км/сут.), к 2020 г.у – до 12,08 (290 км/сут.), а к 2030 г. – до 13,3 км/ч (320 км/сут.). При этом в РЖД отмечают, что их прогноз на 2030 г. – 350 км/сут. Достичь таких результатов монополия надеется за счет перехода на календарное планирование отправок груза, укрупнения рынка операторов (в долгосрочной перспективе ожидается, что на рынке останутся лишь несколько крупных игроков) и эффекта от унификации тарифов на грузовые перевозки.
Такого результата следовало ожидать, и в первую очередь это действительно связано с нехваткой локомотивов и профицитом вагонов, говорит глава агентства “INFOLine-Аналитика” Михаил Бурмистров. Другие причины снижения скорости доставки – привлеченный РЖД парк ФГК, который имеет преференции при погрузке-выгрузке и перемещении по сети. По мнению Бурмистрова, чтобы решить проблему с доставкой груза, государству необходимо стимулировать списание устаревшего парка, а монополии – решить проблему с закупкой локомотивов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)