ОАО “Аэрофлот” планирует в этом году получить доступ к внебиржевым торгам в Лондоне и Нью-Йорке, чтобы привлечь зарубежных инвесторов и подготовиться к возможному размещению акций крупнейшей авиакомпании РФ, сообщил гендиректор Виталий Савельев.

“Мы наблюдаем довольно существенный интерес со стороны зарубежных инвесторов, вкладывающих средства, как в развивающиеся рынки в целом, так и в транспортный сектор в частности, – сказал Савельев. – Особый интерес ценные бумаги компании вызывают у фондов долгосрочного инвестирования, базирующихся в Лондоне и Нью-Йорке”.

“Аэрофлот” планирует дробление в рамках существующей программы глобальных депозитарных расписок и запуск программы ADR первого уровня. Савельев возглавил “Аэрофлот” в апреле 2009 г., сменив на этом посту Валерия Окулова – зятя первого президента РФ Бориса Ельцина.

Правительство РФ, контролирующее “Аэрофлот”, может полностью выйти из капитала авиакомпании до 2016 г. в рамках масштабного плана приватизации в России, предполагающего продажу крупнейших госактивов, говорится в опубликованном в июне прошлого года распоряжении Кабинета министров. Чиновники обсуждают возможность продажи пакета компании уже в этом году, хотя менеджмент “Аэрофлота” призывает дождаться завершения консолидации дочерних обществ, ожидая роста капитализации компании.

Савельев отметил, что выход на внебиржевые площадки, намеченный на этот год, будет носить технический характер. “О полноценном размещении пока говорить преждевременно”, – сказал Савельев.

Правительство РФ может предложить инвесторам 1,5% “Аэрофлота” уже в этом году, продажа более крупного пакета компании будет обсуждаться, сообщила 18 апреля глава Федерального агентства по управлению госимуществом Ольга Дергунова.

“При приватизации нужно учитывать ситуацию на рынке. А тренд сегодня, к сожалению, негативный, – сообщил Савельев. – Следствием мирового, европейского кризиса является то, что котировки акций, в том числе и наших, все-таки идут вниз”. Акции компании недооценены до 40%, сказал Савельев, ссылаясь на оценки экспертов.

Стоимость бумаг “Аэрофлота” достигла пика в 108,61 руб. за акцию в феврале 2008 г. и с тех пор не поднималась к этим значениям. “Сниженный спрос у инвесторов в отношении акций “Аэрофлота” объясняется рядом причин. Это и риск overhang со стороны нашего миноритарного акционера – НРБ. И опасения инвесторов по поводу результатов интеграции дочерних авиакомпаний в структуру группы,” – сказал он.

По словам Савельева, “ближе к 2016 г. картина станет более ясной”, и “на хорошем рынке” государству стоит разместить блокирующий пакет, сохранив за собой 25% плюс одна акция. “Полностью выходить из капитала авиакомпании, имея такую территорию, как Россия, и такую разбросанность населения, на мой взгляд, не целесообразно”, – сказал Савельев.

“Аэрофлот”, в 1980-е годы перевозивший более 120 млн. человек на территории Советского союза и за рубежом, при распаде СССР получил торговую марку и международные маршруты монополии, свидетельствуют данные на сайте компании. Перевозки группы, включая присоединяемые дочерние компании, по итогам прошлого года достигли 27,5 млн. человек.

По словам Савельева, главной задачей менеджмента на среднесрочную перспективу является завершение интеграции четырех авиакомпаний, полученных в 2011 г. в результате сделки с госкорпорацией “Ростехнологии”. Крупнейшей из присоединяемых компаний является базирующееся в Санкт-Петербурге ОАО “Россия”, перевозки которого в прошлом году превысили 4 млн. человек.

Согласно стратегии группы, “Аэрофлот” сконцентрируется на премиум-сегменте и дальнемагистральных маршрутах, в то время как остальные авиакомпании будут осуществлять региональные и межрегиональные перевозки. Также компания планирует создание низкобюджетного перевозчика.

Авиакомпания, член альянса SkyTeam, в который также входят Air France-KLM Group и Delta Air Lines Inc, обновляет флот воздушных судов, состоявший в советское время из самолетов отечественного производства, таких как Ту-154. Сейчас основу парка “Аэрофлота”, основанного в 1923 г., составляют самолеты семейства Airbus возрастом менее пяти лет. Компания заказала самолеты Boeing-787, A350, а также разместила крупнейший заказ на Sukhoi SuperJet-100.

Авиакомпания, которая ранее контролировала наиболее привлекательные маршруты в Италию и Францию, в прошлом году лишилась монополии на перевозки по ряду европейских направлений и вынуждена делить их с конкурентами.

“Открытие европейских направлений, казалось бы должно нанести серьезный удар “Аэрофлоту”. А что произошло? Группа “Аэрофлот” расширила количество частот и направлений на европейском рынке”, – сказал Савельев. Он отметил, что на маршруте из Москвы в Рим и Милан компания добавила 14 частот, 7 – на новом направлении в Болонью.

Дальнейшая либерализация позволит группе добавить дополнительные частоты на существующих направлениях и расширить маршрутную сеть за счет новых, отметил Савельев. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)