Сейчас из Кемерово в Новосибирск по железной дороге можно добраться только на скором поезде «Кемерово-Москва», он ходит один раз в два дня. Альтернатива – автобус.

Они курсируют практически через каждые полтора – два часа. Но 260 км по узкой трассе М-53 («Байкал») – удовольствие не из приятных. То, что зимой из всех окон, зарубежных, казалось бы, комфортабельных автобусов дует и невозможно откинуть назад кресло, это мелочи по сравнению с пробками и безопасностью. Кемерочанка Марина Ильичева говорит, что вместо положенных четырех с половиной часов автобус нередко с трудом успевает добраться из одного города в другой за шесть.

– Особенно в пятницу и в воскресенье, когда люди выезжают к родственникам и возвращаются домой. Из Новосибирска можно выезжать и час, и полтора, – рассказала она GUDOK.RU. А еще всю дорогу молишь Бога, чтобы доехать живым и невредимым. Три года назад на трассе перевернулся рейсовый автобус Новосибирск – Кемерово. Пять человек погибли, десяток получили ранения.

Поезд повышенной комфортности куда предпочтительней автобуса во всех смыслах. Гарантированных четыре часа от одного города в другой без пробок, в полной безопасности и со всеми удобствами. Телевизор кондиционер, прохладительные напитки и даже из деревянных окон не дует. И стоимость почти та же – от 400-500 руб.

Однако отменили два прицепных беспересадочных вагона поезда Новокузнецк – Кисловодск. Еще раньше отменили прямую скоростную электричку повышенной комфортности Кемерово – Новосибирск.

Электропоезд ходил по будним дням. Для жителей Кемерово он был прекрасной возможностью приехать в Новосибирск в 11 утра, решить все свои дела и в этот же день в 20.00 вернуться обратно. Электричку отменили еще в 2009 году. Официальная причина – убыточность. В компании «Кузбасс – пригород» GUDOK.RU пояснили, что его наполняемость была всего 15%. За несколько лет маршрут принес несколько миллионов убытков. Однако эти цифры были сказаны сразу после отмены электропоезда, и причина была в мировом экономическом кризисе. Сейчас ситуация другая, и спрос, судя по телефонным звонкам, совсем иной.

– Уже несколько лет люди звонят на вокзал и спрашивают о судьбе электропоезда, – рассказала GUDOK.RU начальник кемеровского вокзала Надежда Мурзина. – Причем звонков много, и чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, ведь с этого года отменили еще и два прицепных вагона поезда Новокузнецк-Кисловодск. По сути, сейчас людям чтобы добраться в Новосибирск, надо поздно вечером ехать на вокзал в Топки за 30 км, и там ждать прибытия основного состава до четырех утра. Получается, что по железной дороге в Новосибирск можно уехать только раз в два дня на поезда «Кемерово-Москва». Но состав уходит в 12.30, а прибывает в столицу Сибири в 17 часов. Рабочий день уже закончен, и решить что-либо невозможно.

Шансов на возвращение в Кемерово двух прицепных вагонов кисловодского поезда, по мнению железнодорожников мало, а вот надежда вернуть электропоезд повышенной комфортности Кемерово – Новосибирск, есть. Нужно лишь на государственном уровне пересмотреть лимит расстояний пригородных маршрутов.

– Дело в том, что сейчас, – пояснили GUDOK.RU на ЗСЖД, – максимально разрешенное расстояние для пригородных поездов составляет 200 км. Сверх этого расстояние считается дальним. Между тем, для сибирских регионов 200 км это вполне нормально с учетом плотности населения. На уровне ОАО «РЖД» уже прорабатывается вопрос о том, чтобы увеличить допустимый предел маршрутной сети до 300 км.

Представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский считает, что пригородное движение между сибирскими городами обязательно нужно возобновлять. По его мнению, оно вполне будет рентабельным.

«Я за то, чтобы не только Кемерово было соединено пригородным движением с Новосибирском, но и Томск и Барнаул. Уже подготовлено специальное предложение в ОАО «РЖД». У нас такие электрички были, и люди помнят это. Мы сохранили электропоезд Новосибирск – Омск, и он дает нам очень много позитивных эффектов, люди пользуются. Это рентабельно, эффективно. Я всегда подчеркиваю, нам, как государству, очень важно стимулировать развитие пассажироперевозок на железной дороге. Мы не можем быстро изменить маршрутную автомобильную сеть. Дорога на Новосибирск из Кемерово и Томска небезопасна. Мы не можем рисковать жизнью людей. Все, что можно, надо передавать на железную дорогу», – пояснил GUDOK.RU Виктор Толоконский.

При этом он отметил, что вопрос о возобновлении электропоездов пока на стадии обсуждения.

Между тем кузбассовцы уже собирают подписи в поддержку «убежавшей» электрички Кемерово – Новосибирск.

– Электропоезд уже поддержали 400 человек. Маршрут может запросто заручиться поддержкой нескольких тысяч пассажиров. Подписи планируем прикрепить под специальным обращением и написать открытое письмо в ОАО «РЖД», и может быть в правительство страны. Думаю, это поможет быстрее решить проблему, – рассказала GUDOK.RU кемеровчанка Юлия Шубина. (gudok.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)