Число легальных таксистов в столице растет: только за 2013 год город выдал 13 тыс. разрешений официальным перевозчикам. А в 2014 году их число будет доведено до 55 тыс. По подсчетам транспортников, именно столько легальных такси необходимо Москве. Но станет ли от этого легче жителям города?

Сейчас в Федеральной антимонопольной службе идет обсуждение тарифной вилки для московских таксистов, предложенной столичным департаментом транспорта. Власти установят перевозчикам максимальный порог цен, выше которого их будет “задирать” нельзя. Обсуждение тарифов идет уже больше месяца, а тем временем…

– Цены на такси резко выросли, – жалуется читательница “РГ” Татьяна. – Если еще месяц назад я могла доехать от дома до работы на такси за 300 рублей, то теперь за то же расстояние берут 500. Причем фирма та же самая, да и поездка занимает не больше 15 минут.

Повышение цен на такси отмечают многие москвичи.

– Сейчас практически невозможно заказать машину за 200 рублей на первые 20 минут, а еще до Нового года с этим не было проблем, – вторит Татьяне наша читательница Ольга. – Подскочили и тарифы в аэропорт: раньше из Бирюлево до Домодедово везли за 1100, а сейчас – не меньше полутора тысяч, причем ставка фиксированная – что из центра, что из моего “примкадья”, которое намного ближе к аэропорту.

Что касается тарифов в Подмосковье, то здесь разброс цен еще шире и более непредсказуем, однако меньше, чем за 1000-1300 рублей из центра Москвы в ближайшее Подмосковье – к примеру, в Долгопрудный – не уехать. Язык не поворачивается назвать такой транспорт общественным, хотя власти, пуская таксистов на выделенные полосы и обустраивая им спецстоянки, стремятся именно к этому. (Кстати, опрошенные “РГ” москвичи замечают, что легальные таксисты выделенными полосами почти не пользуются – им это невыгодно. Да и не все пассажиры в курсе, что таксисты имеют право выезжать на выделенку, потому и не указывают им на это). Большинство москвичей не ездят на такси каждый день, но иногда оно необходимо: например, ночью, когда метро и автобусы уже не ходят, или когда нужно отвезти куда-то маленьких детей или больную бабушку. И тогда встает вопрос: а может, лучше на “бомбиле”?

В общем-то самое очевидное преимущество частника перед официальным таксистом всего одно: цена. И часто этот аргумент перевешивает все остальные. Сравните: в тот же самый Долгопрудный от Белорусского вокзала ни один легальный таксист не соглашается ехать меньше чем за 1200 рублей. По счетчику может “набежать” и 1400. А с “бомбилой” можно договориться на 500-600. Когда цена отличается вдвое, то для пассажира уже становится вторичен и цвет номеров, и наличие шашечек, и знание таксистом города (особенно если ты сам можешь показать дорогу водителю). Но нужно понимать, что частники могут устанавливать такие цены, потому что они фактически занимаются незаконным предпринимательством и не платят налогов, они не обязаны гарантировать пассажиру исправность авто, наличие прав и то, что водитель здоров, трезв и психически адекватен. У официальных же компаний с безопасностью и комфортом строго. И попасть в машину, где окно вместо стекла заклеено скотчем (а на улице – 25), вам, скорее всего, не грозит.

Если бы еще таксисты (речь о легальных) не стеснялись “разводить” пассажиров. Кроме уже описанной “невинной хитрости” с выделенками бывает так, что таксист пытается “повесить” на пассажира предыдущие заказы.

– Однажды с меня пытались “содрать” 2000 рублей за 20-минутную поездку, – вспоминает Ольга. – Я возмутилась, сказала, что у меня нет столько денег, и я буду платить только после разговора с менеджером. И тут мне пришла смс, что сумма моего заказа составила 300 рублей. Вообще рекомендую платить таксисту только после получения такой эсэмэски: частенько бывает так, что платишь таксисту 800 рублей, а в сообщении пишут, что “накапало” 600, но смс приходит, когда машина уже уехала.

Однако цена – единственный плюс частника, в остальном они проигрывают легальным таксистам, и ездить с “бомбилами” может быть даже опасно. Очень часто машины нелегальных извозчиков не оборудованы GPS-навигаторами, в городе они зачастую ориентируются слабо и на просьбу подвезти отвечают: “А дорогу покажешь?”

– Никогда не забуду, как “бомбила” завез меня вместо Бирюлево в Подмосковье, – рассказывает наша читательница Мария. – Заблудился совершенно, но боялся мне об этом сказать, а я ехала из незнакомого места и не очень контролировала дорогу. В довершение всего где-то возле леса у нас кончился бензин – это в пол-второго ночи! Я думала, что поседею. Хорошо, удалось остановить проезжающий автомобиль, он слил нам бензина из канистры и объяснил, куда ехать. С тех пор к частникам не приближаюсь. Есть одна знакомая фирма такси, езжу только на них: чуть подороже, зато я всех знаю и меня знают. Жизнь дороже.

Пока власти не озвучивают официальных цифр, какова будет максимальная планка тарифов для московских пассажиров. Говорят лишь, что тарифы будут различаться по группам: в аэропорты, на вокзалы, в спальные районы и из них, в Подмосковье, по центру и что поездка из центра города в аэропорт Шереметьево не должна стоить больше тысячи рублей. Остается надеяться, что город “обуздает” тарифы на такси на таком уровне, что услуги “бомбил” просто не будут востребованы у москвичей, и вопрос с нелегальными извозчиками отпадет сам собой. Мы продолжаем следить за ситуацией. (rg.ru/ Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий