ОАО “РЖД” может существенно сократить расходы на выплату компенсаций за задержку доставки грузов. По данным издания “КоммерсантЪ”, объем ежедневной компенсации за просрочку может быть сокращен с 9% до 3% от стоимости перевозки, а максимальная сумма платежа – со 100% до 50% от стоимости услуги. Грузовладельцы и операторы негативно восприняли эту новость, отмечая, что и сейчас взыскать пени с РЖД крайне сложно.
В распоряжении газеты “КоммерсантЪ” оказалась таблица депутатских поправок к проекту изменений в Устав железнодорожного транспорта РФ и в закон о железнодорожном транспорте в РФ, подготовленных к запланированному на апрель в Госдуме второму чтению. В них, в частности, предлагается резко снизить размер ежедневной пени за просрочку доставки грузов по железной дороге. Сейчас за каждый день задержки вагонов ОАО “РЖД” должно выплачивать операторам и грузовладельцам 9% от предъявленного к оплате инфраструктурного тарифа, а при нарушении сроков доставки больше чем на 11 дней полностью возвращает деньги. Отправители и получатели грузов могут предъявлять претензии за просрочку груженых вагонов, а операторы – за порожние. Поправка, внесенная депутатом от ЛДПР Валерием Селезневым, предлагает снизить пени до 3%, а максимальный размер компенсации до 50%.
В РЖД заявили, что знают о поправке, и поддержали ее. В монополии заметили также, что штрафная санкция зачастую служит средством необоснованного обогащения. Сейчас во всех видах транспорта, кроме железных дорог, сумма компенсации за просрочку доставки груза не может превышать 10% от стоимости контракта, отмечает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Поэтому, добавляет он, предлагаемые коррективы для ОАО “РЖД” выглядят вполне логично. Источник на железнодорожном рынке уверяет, что инициатива исходила от самой монополии, но в ОАО “РЖД” это опровергают.
Количество вагонов, доставляемых с просрочкой, непрерывно растет. В 2007 г. с задержкой были доставлены 11,2% всех вагонов, в 2011 г. – уже 18,4%, а в 2012 г. – 27%, следует из данных НП операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖПС). Снижалась и скорость доставки грузов: в 2007 г. она составляла 298 км в сутки, а в 2013 г. – уже 234 км. В итоге, как следует из материалов ОАО “РЖД”, в 2011 г. число претензий к монополии из-за срывов сроков доставки выросло втрое до 126,3 тыс., а общая сумма претензий составила 7,2 млрд. руб. (выплачено в досудебном порядке 2 млрд. руб.). Но только в первом полугодии 2013 г. к ОАО “РЖД” было подано более 270 тыс. претензий на 4,8 млрд. руб. Добровольно монополия выплатила только 58 млн. руб., отправив большинство грузоотправителей и операторов решать спор в судах.
Источники среди операторов и грузоотправителей отрицательно отнеслись к возможному сокращению компенсаций. В Дальневосточной транспортной группе (ДВТГ) и в НП ОЖПС считают, что это окончательно дестимулирует ОАО “РЖД” доставлять грузы в срок. Глава совета директоров ДВТГ Раиса Паршина отмечает, что и сейчас добиться выплат от монополии крайне сложно, и в последнее время компания подписывает с ОАО “РЖД” договоры на продление сроков доставки. Но и при этом, по словам Паршиной, например, уже несколько недель ОАО “РЖД” отказывается согласовывать отправку металлолома на экспорт через Находкинский порт. В НЛМК также негативно отнеслись к предлагаемым корректировкам, заявив, что “уменьшение пени может привести к снижению ответственности перевозчика”. Источники в двух крупных компаниях-операторах жалуются, что предъявлять претензии по просрочке крайне невыгодно, поскольку ОАО “РЖД” сразу же находит способы не принимать их грузы к перевозке, ссылаясь на перегруженность инфраструктуры. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)