Перевод пассажирской и коммунальной техники Петербурга на газомоторное топливо обойдется бюджету в 18,9 млрд. рублей. Плюс 7,7 млрд. должны будут потратить смольнинские ГУПы. Таковы подсчеты профильного комитета по транспорту. На эти деньги будут приобретены 1231 газовый автобус, 1366 единиц уборочной техники, а также проведена реконструкция парков. А «Газпром», вложив свыше миллиарда в заправки, получит постоянных и верных клиентов.
Задача по переводу государственной техники на газомоторное топливо была поставлена премьером Дмитрием Медведевым в мае 2013 года, когда он подписал соответствующее распоряжение правительства. Согласно ему, к 2012 году в городах с населением свыше 1 млн. человек 50% всего пассажирского и коммунального транспорта должны быть переведены с дизеля и бензина на газ. Основная аргументация: газ – более дешевый и экологичный вид топлива. Во исполнение этого указания профильный комитет по транспорту после юридической консультации СпБ подготовил проект программы по внедрению газомоторного топлива.
Как следует из документа, который оказался в распоряжении «Фонтанки», до 2023 года городом будут закуплены 3160 единиц техники, работающей на газе. Предполагается, что она будет постепенно заменять тот транспорт, срок эксплуатации которого подойдет к концу. Так, ГУП «Пассажиравтотранс» к 2023 году получит в свой парк 1231 автобус на газомоторном топливе. В настоящее время в парке предприятия насчитывается 1800 единиц техники, из них только 45 – на газе. Специализированные предприятия комитета по благоустройству, которые отвечают за уборку города, пополнятся 1366 тракторами и уборочными машинами (сейчас в парках предприятий – 2311 единиц техники, газовых нет). ГУП «ТЭК», «Ленсвет» и «Водоканал», деятельность которых курирует комитет по энергетике, закупят в общей сложности 418 машин. Наконец, жилищный комитет должен будет приобрести для своей «Спецавтобазы № 2» 62 единицы техники (сейчас – 117 единиц).
Деньги на покупку подвижного состава пойдут из бюджета Петербурга. Часть затрат также примут на себя сами государственные предприятия. В общей сложности речь идет о сумме в 22,9 млрд. рублей. Так, Смольный закупит автобусов на 9,9 млрд., а «Пассажиравтотранс» – на 6,6 млрд. На уборочную технику для комитета по благоустройству заложено 4,4 млрд. рублей, на спецтехнику для ГУП «ТЭКа», «Ленсвета» и «Водоканала» – 1,6 млрд. рублей. Пик закупок придется на 2017 – 2020 годы. Добавим, что некоторые подсчеты комитета вызывают сомнения: так, ведомство намерено купить 1231 автобус за 16,5 млрд. рублей, или в среднем по 8 млн. рублей за штуку, хотя рыночная цена – чуть выше. То есть, возможно, в итоге стоимость программы возрастет.
Кроме того, часть денег будет направлена на создание соответствующей инфраструктуры. Например, 2,5 млрд. уйдет из бюджета на реконструкцию парков «Пассажиравтотранса», чтобы в них можно было обслуживать автобусы на газомоторном топливе. Аналогичная инфраструктура на базах уборочных предприятий оценена в 290 млн. рублей. Наконец, государственным предприятиям придется покупать специальное оборудование для работы с газовыми двигателями, а также провести обучение персонала. К примеру, компании, подведомственные комитету по энергетике, должны будут потратить на оборудование 128 млн. рублей, на обучение – 2 млн.
Таким образом, перевод техники на газомоторное топливо потребует 18,9 млрд. рублей бюджетных денег, а также 7,7 млрд. из собственных средств государственных предприятий. Как отмечают в комитете по транспорту, это не окончательные цифры и они «подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей бюджета Санкт-Петербурга». Кроме того, ГУПы, как планируется, будут покупать технику в лизинг или с привлечением заемных средств. Добавим также, что, как уже рассказывала «Фонтанка», в комитете по транспорту ищут пути, как стимулировать частных перевозчиков закупать новые автобусы не на дизельном, а на газомоторном топливе. В частности, в будущем, при проведении конкурсов на право обслуживания социальных маршрутов, в тендерную документацию может быть включено требование об обязательном наличии газовой техники.
Отметим, что перевод 50% техники на газомоторное топливо обойдется городскому бюджету в копеечку: как отмечают в Смольном, в России газовые автобусы дороже дизельных на 10 – 20%, а спецтехника – на 10 – 30%. Так, если обычный односекционный автобус стоит около 8 млн. рублей, то газовый, как мы уже говорили, – около 10 млн. В 2013 году жилищный комитет объявил пробный конкурс на покупку двух уборочных коммунальных машин МКМ-1904 по цене 2 млн. рублей за штуку, в то время как аналогичная техника на бензине стоит на 50 – 100 тысяч рублей дешевле.
Правда, пока в Петербурге есть только одна специализированная заправка «Газпромнефти» – она расположена на Пулковском шоссе. По этой причине все 45 газовых автобусов, которые уже есть в парке «Пассажиравтотранса», базируются в парке на Кубинской улице, который расположен недалеко от заправки. В ближайшие годы компания «Газпром газомоторное топливо» должна построить еще 9 специализированных заправок, потратив на эти целы свыше миллиарда рублей. А потом получить себе постоянных и верных клиентов в виде государственных предприятий Петербурга, тем более что часть заправок может появиться на территории государственных автопарков. (fontanka.ru/ Транспорт Украины и мира)