Авиакомпания “ЮТэйр”, оказавшаяся в сложном финансовом положении на фоне падения спроса на авиаперевозки, планирует в 2014-2015 гг. сократить 20% рейсов и 10% персонала, сообщили в пресс-службе авиаперевозчика.
“В период осенне-зимней навигации 2014-2015 гг. будут сокращены наиболее экономически неэффективные рейсы. Также планируется сокращение более 800 человек, 500 человек из них – управленческо-административный персонал и 300 человек – летно-технический”, – сказал собеседник.
По его словам, сокращение рейсов и маршрутов проходит в рамках принятой в “ЮТэйр” программы по снижению издержек. Сложную финансовую ситуацию в авиакомпании объясняют увеличением расходов на лизинговые платежи за новые самолеты и затрат на авиатопливо в связи с изменением курсов валют с начала 2014 г. Кроме того, стоимость заимствований “ЮТэйр” с начала текущего года выросла с 9% годовых до 14-15% годовых.
Негативное влияние на деятельность авиакомпании также оказала череда банкротств туристических фирм. Согласно отчету компании по РСБУ за первое полугодие, общий объем долга авиакомпании на 30 июня составлял 69 млрд. руб.
Из-за финансовых проблем перевозчик сейчас ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок законтрактованных воздушных судов. Как подчеркнул собеседник, речь не идет о прекращении поставок самолетов. “Переговоры ведутся по контракту о поставке 20 самолетов А321, восемь из которых были поставлены в 2013-2014 гг., и о контракте на 40 самолетов “Боинг-737-800NG” и 737-900NG, шесть из которых авиакомпания получила также в 2013-2014 гг.”, – сказал собеседник. По его словам, сейчас авиакомпания и производители формируют новые графики поставок самолетов. Контракт на поставку воздушных судов с Boeing был рассчитан на 2013-2016 гг., с Airbus – на 2013-2015 гг.
Между тем руководство “ЮТэйр” считает, что государство могло бы принять ряд мер для поддержки российских авиакомпаний, переживающих сложные времена. В частности, авиакомпания полагает, что государство могло бы компенсировать авиаперевозчикам часть ставок привлеченных кредитов и предоставлять госгарантии. “Эти меры – распространенная общемировая практика, так как бизнес авиакомпаний совмещает в себе множество транзакций”, – отметил сотрудник пресс-службы.
Также, по мнению “ЮТэйр”, в качестве поддержки могло бы выступить распределение платы иностранных авиаперевозчиков за пролет по транссибирским маршрутам между всеми игроками рынка пропорционально количеству перевезенных пассажиров.
Российский авиационный рынок переживает сложные времена. Отрасль столкнулась с одновременным воздействием нескольких негативных факторов: падение спроса, кризис на туристическом рынке, ослабление рубля, проблемы с рефинансированием долгов, удлинение маршрутов из-за необходимости облетать территорию Украины.
Правительство в октябре намерено рассмотреть меры господдержки российских авиакомпаний. Вице-премьер Аркадий Дворкович ранее сообщал, что пока ни одна из авиакомпаний, в том числе “ЮТэйр”, не обращалась в правительство за поддержкой.
“ЮТэйр” в середине лета заявила о начале программы снижения издержек, которая предусматривает сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети, уменьшение времени обслуживания пассажиров. В сентябре один из базовых аэропортов компании – “Внуково” – перевел авиакомпанию на предоплату.
“ЮТэйр” входит в число ведущих авиакомпаний России и является одним из крупнейших в мире операторов вертолетной техники. По данным компании, ее вертолетный парк насчитывает более 350 машин российского и зарубежного производства. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)