В 2015 г. Администрация порта Роттердам прогнозирует дальнейшее увеличение грузооборота – на 1% в сравнении с 2014 г.
Причем в основном рост будет в контейнерном сегменте. Как отметил на презентации годовых итогов CEO Администрации порта Аллард Кастелейн, в течение последних 10 лет контейнерооборот стабильно рос. Роттердам с большим отрывом остается крупнейшим контейнерным портом Европы. Теперь, когда инвестиции в развитие Маасвлакте 2 завершены, основной фокус будет на инвестициях в существующие территории. В 2014 г. объем инвестиций в существующие территории превысил уровень 2008 г.
Новую эпоху в развитии порта А. Кастелейн определил как “Change of era, not era of change”. Новые факторы, определяющие развитие логистики и промышленности – изменения в энергетическом секторе, такие как появление американского сланцевого газа, возобновляемой энергии, вырабатываемой на местах, нестабильность цен на энергоносители – газ, уголь, нефть, возникновение биоэкономики и циклической экономики, а также рост масштабов контейнерных перевозок и формирования альянсов судоходных компаний. Кроме того, продолжают действовать такие тренды как глобализация и автоматизация. Следовательно, свои задачи Администрация порта видит в том, чтобы развивать существующие крупные сегменты и одновременно внедрять инновации и расширять свое портфолио. “Мы будем инвестировать в существующую инфраструктуру и существующих клиентов, но также и в новые сферы деятельности, новые виды бизнеса, в инновации”, – пообещал А. Кастелейн. Результаты такой деятельности не всегда (во всяком случае, не всегда сразу) отражаются на цифрах грузооборота, но они создают рабочие места и добавленную стоимость.
Применительно к контейнерному бизнесу, рост ожидается за счет ввода в эксплуатацию новых терминалов APMT Maasvlakte II и RWG на Маасвлакте 2, развития терминалов ECT и Alblasserdam. Кроме того, Администрация порта намерена наращивать и стимулировать рост за счет проекта CER – Container Exchange Route, который позволит осуществлять обмен контейнерами в порту между разными терминалами, между Маасвлакте-1 и Маасвлакте-2. Чтобы привлечь дополнительные объемы трансшипмента и стимулировать линии использовать Роттердам в качестве первого и последнего порта захода на deep sea сервисах Администрация порта предоставляет скидки с портовых сборов. Повысить эффективность речных контейнерных перевозок призван проект Nextlogic, предназначенный для диспетчеризации операций, совершаемых с контейнерами, доставляемыми или отправляемыми речными судами. Наконец, Администрация порта намерена продолжать развивать железнодорожное сообщение с hinterland’ом. К 2020 г. объем ж/д перевозок контейнеров через порт планируется довести до 880 тыс. TEU с 580 тыс. TEU в 2013 г.
В качестве Energy Port Роттердам намерен модернизировать морскую инфраструктуру, повышать гибкость и качество обслуживания наливных терминалов, продолжать интеграцию нефтехимического комплекса за счет развития трубопроводов. Планируется также проведение дноуглубительных работ. В числе других проектов – строительство терминала для LNG бункеровки, развитие инфраструктуры для вторичного использования углекислого газа (Delta Energy Plan) и создание мощностей по утилизации буровых платформ на Маасвлакте-2. В качестве специфических инновационных проектов А. Кастелейн отметил информационный сервис для рефконтейнеров, позволяющий грузовладельцам всегда иметь данные, где находит груз и когда он будет отправлен.
Первый вопрос, который был задан А. Кастелейну, касался не грузов и терминалов, а людей, которые их обслуживают, и возможных сокращений. CEO Администрации порта ответил, что в 2015 г. проблем с занятостью не ожидается, однако в 2016 г. может возникнуть избыток трудовых ресурсов. Администрация порта будет вести переговоры и консультации с компаниями с тем, чтобы выработать пути решения возможных проблем до того, как они станут реальностью. “Нам не нужны ни проблемы, ни забастовки… Все участники ситуации должны понимать, что нам нужно работать сообща, чтобы найти решение”. (SeaNews/Транспорт Украины и мира)