Для поддержки авиаперевозок правительство готово не только увеличить объем субсидий отрасли, но и, возможно, пожертвовать доходами бюджета в 30 млрд. руб. в год, обнулив НДС для внутренних рейсов. Об этом пишет “КоммерсантЪ”.
В число мер поддержки авиаперевозок, предложенных Минэкономики в рамках антикризисного плана входят выделение 300 млн. руб. на субсидирование части процентов по кредитам, взятым перевозчиками в российских банках и ВЭБе на лизинг самолетов в 2008-2015 гг., и увеличение почти на 1 млрд. руб. дотаций на региональные рейсы. За счет второй меры должны сохраниться полеты по безальтернативным маршрутам, то есть в те населенные пункты, где авиация – единственный круглогодичный вид транспорта.
Однако наиболее радикальным предложением является идея введения нулевого НДС для внутренних рейсов. Она обсуждается с 2011 г., но до сих пор против выступал Минфин, заинтересованный в налоговых поступлениях в бюджет. В начале 2013 г. в Минэкономики рассчитали, что обнуление НДС снизит цены на билеты на 5-10%, но бюджет теряет 30 млрд. руб. в год. Пока послабление сделано лишь для Крыма, куда авиакомпании летают с нулевым НДС с весны 2014 г.
Вопрос о госпомощи авиакомпаниям возник еще в сентябре 2014 г. на фоне замедления роста рынка, банкротства туроператоров и увеличения платежей за лизинг. В наиболее сложном положении оказались “ЮТэйр” (в декабре общий долг – 167,9 млрд. руб.) и “Трансаэро” (на конец первого полугодия 2014 г. краткосрочные обязательства достигли 59 млрд. руб., долгосрочные – 66 млрд. руб.). Пока государство лишь выдало “Трансаэро” госгарантии по кредитам ВТБ на 9 млрд. руб. Вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что обсуждаются госгарантии по кредитам и расширение числа субсидированных маршрутов.
В аппарате вице-премьера лишь подтвердили, что меры поддержки “прорабатываются”. В департаменте авиапрома Минпромторга среди них упомянули перенос части средств для механизма гарантии остаточной стоимости на новые самолеты (прежде всего SSJ100) с 2017 г. на 2015 г., а также субсидии на снижение лизинговой ставки. Как перспективу в министерстве назвали субсидирование ставок не только для финансового, но и для операционного лизинга и компенсацию с 2016 г. части затрат на освоение воздушных судов нового типа и введение возвратного бюджетного финансирования. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)