Объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в 2013-2030 гг. составит от 12,6 трлн. руб. по консервативному сценарию и до 18,5 трлн. руб. по сценарию инновационному. Такие цифры содержатся в проекте распоряжения правительства РФ, предполагающего корректировку Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. Проект размещен на сайте Министерства транспорта РФ.

Консервативный вариант предполагает умеренные темпы роста экономики на основе модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов, инновационный сценарий – усиление инвестиционной направленности экономического роста и создание конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств.

По сравнению с первоначальной версией стратегии, утвержденной в 2008 г., сумма инвестиций выросла – тогда, по минимальному сценарию, в течение 2008-2030 гг. в развитие ж/д транспорта планировалось вложить 11,4 трлн. руб., по максимальному сценарию – 13,8 трлн. руб.

Однако при этом необходимо учитывать, что в новой версии все расчеты сделаны на основе цен на 1 января 2013 г., в редакции 2008 г. использовались цены на 1 января 2007 г.

Необходимость внесения изменений в стратегию в пояснительной записке к проекту объясняется тем, что реализация первого этапа пришлась на кризисные 2008-2010 гг. Решение о введении инвестиционной составляющей в грузовые железнодорожные тарифы не было принято. Инвестиционные возможности частных инвесторов, и прежде всего ОАО “РЖД” оказались ниже предусмотренных, а средства федерального бюджета выделялись не в полном объеме. Так что целевые показатели стратегического развития железнодорожного транспорта необходимо было уточнить.

В целом, стратегия претерпела существенные изменения. Был расширен раздел, посвященный скоростному и высокоскоростному пассажирскому движению, учтены решения по развитию инфраструктуры Восточного полигона, Московского транспортного узла, развитию инфраструктуры юга России. Также предусмотрено строительство обхода Украины, на него планируется потратить 45,7 млрд. руб.

С другой стороны, по сравнению с версией 2008 г. был сокращен перечень новых железнодорожных линий – прежде всего, сокращение коснулось подъездных путей к индустриальным паркам и промышленным зонам. В то же время несколько выросло число проектов, направленных на усиление пропускной способности и вынос транзитного грузового движения из крупных железнодорожных узлов.

В некоторых разделах стратегии поменялись не столько планы, сколько сроки реализации, это прежде всего касается обновления парка подвижного состава, которое должно было завершиться к 2015 году, но по факту перекочевало в новый вариант стратегии практически без изменений, а также развития тяжеловесного движения.

По конкретным проектам развития инфраструктуры зачастую были изменены не только суммы инвестиций, но и сроки реализации. Например, финансирование комплексной реконструкции участка “Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород” и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива было увеличено: согласно редакции 2008 г., планировалось выделить 28,3 млрд. руб., согласно новой редакции, на этот проект будет потрачено 70 млрд. руб. Однако если в первом случае реконструкция должна была пройти до 2015 г., то в новой редакции финансирование сдвинуто на 2013-2020 гг. (SeaNews/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий