По мнению экспертов, из-за действующей сегодня в России системы госконтрактов на сооружение дорог подрядчикам не выгодно строить недорогие и качественные трассы. В докладе ведущей аудиторской компании KPMG сообщается, что практически все процедуры получения заказа от российского государства противоречат принятым в мире стандартам эффективности.
Проблемы стартуют уже с проектирования будущей трассы, искусственно отделенного от самого строительства. В результате, проектировщики стремятся лишь уложиться в выделенные деньги и как можно быстрее согласовать проект. При этом и речи нет о внедрении современных технологий, экономии средств, а порой и о детальном соблюдении технологии. В утвержденной рабочей документации нередко не хватает целых этапов, оплачивать которые подрядчику никто не будет. Какое уж тут качество…
Еще хуже, что государственные сметные сборники, действовавшие на время составления бюджета стройки, здорово отстают от рынка: в среднем на 15% по стоимости материалов и до 20% по стоимости работ. Аудит “Автодора” на строительстве ЦКАД выявил, что цена песка по смете оказалась на 82% ниже среднерыночной.
По оценке KPMG, в условиях кризиса все эти проблемы сильно обостряются, и если государство не предпримет адекватных мер, неизбежны срывы сроков ввода в эксплуатацию уже начатых строек. По мнению экспертов, в самое короткое время необходимо упростить для подрядчиков доступ к заемным средствам и реально индексировать цены. В глобальной же перспективе необходим пересмотр всей законодательной системы дорожных контрактов. (За рулем/Транспорт Украины и мира)