Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук принял участие в VI Международной конференции “Рынок железнодорожного подвижного состава”, прошедшей в рамках деловой программы “Металл-Экспо”. В рамках сессии, посвященной вагоностроению, представитель ИПЕМ выступил с докладом “Баланс интересов производителей и потребителей грузовых вагонов: состояние и перспективы”.
В начале выступления Владимир Савчук отметил основные негативные и положительные моменты 2015 г. для сторон перевозочного процесса. Производители грузовых вагонов столкнулись с низким платежеспособным спросом и, в результате, самым низким объемом производства за последние годы. Однако регуляторная поддержка, а также изменение трендов на рынке показывает, что в 2016 г. вагоностроители могут ожидать роста объемов производства, начиная со II квартала.
Грузоотправители столкнулись с низкой рентабельностью, но в то же время из-за “низкого” рынка в I полугодии могли диктовать условия операторам. В свою очередь, низкие ставки в первой половине года стали основным негативным фактором для операторов, однако, начиная с июля-августа, ставки начали расти. Таким образом, по оценкам ИПЕМ, в 2016 г. можно ожидать, снижения убыточности операторской деятельности, дальнейшего выхода на прибыль и возвращение “рынка продавца”. При этом консолидация операторских компаний будет продолжаться, что приведет к оптимизации уровня конкуренции.
Для лизинговых компаний 2015 г. был связан со значительными неуплатами по лизинговым платежам, а также возвратом вагонов, эксплуатация которых была убыточна. По мнению ИПЕМ, несмотря на смену трендов трудности у лизинговых компаний в IV квартале 2015 г. -I квартале 2016 г. сохранятся.
По оценкам ИПЕМ, к декабрю 2016 г. ставки операторов грузовых могут вырасти до 700 руб./сутки, то есть на 60-70% по сравнению с январем 2015 г. “Темпы восстановления ставок будут в несколько раз опережать темпы их падения, которые мы наблюдали в 2012-2015 гг.”, – указал Владимир Савчук.
Как отметил эксперт ИПЕМ, в условиях таких трендов грузовладельцам уже сейчас целесообразно заключать долгосрочные договора на услуги операторов, фиксируя таким образом низкие ставки. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)