Производители минеральных удобрений “Уралкалий” (крупнейшие акционеры – “Уралхим” и ОНЭКСИМ) и “Уралхим” (основной владелец – Дмитрий Мазепин) просят правительство отменить дополнительную индексацию ОАО “РЖД” в 13,4% на экспортные железнодорожные перевозки удобрений и аммиака.
Соответствующее письмо было направленно вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Химики настаивают на том, чтобы монополия не требовала сохранения объемов перевозок на уровне 2015 г., так как спрос на удобрения серьезно снижается. Как сообщили источники на рынке, аналогичное письмо в правительство направит Российская ассоциация производителей минудобрений. В ОАО “РЖД” ситуацию не комментируют.
Правление ОАО “РЖД” в 2014 г. повысило тарифы на экспортные перевозки на 13,4%. Это было вызвано ростом рублевой выручки экспортеров из-за ослабления рубля к доллару и уменьшения на этом фоне доли транспортных расходов в цене продукции. Формально монополия объясняла рост цены ограничением пропускной способности на отдельных участках на всех экспортных направлениях. Но сначала угольщики в начале 2015 г., а затем и металлурги в конце года добились фактической отмены надбавки. В январе ОАО “РЖД” также дала скидку для перевозок бокситов и глинозема.
Химики утверждают, что сохранение дополнительной индексации на экспортные перевозки в совокупности с тенденцией падения спроса на минудобрения и аммиак приведет к дополнительному снижению производства продукции компаний. Общий объем перевозок “Уралкалия” и “Уралхима” по железной дороге составляет около 25 млн. т в год.
Также “Уралкалий” и “Уралхим” предлагают на три года ограничить право ОАО “РЖД” увеличивать тарифы в рамках “тарифного коридора” или по крайней мере повышать их только по согласованию с правительством.
На рынке считают вполне вероятным, что ОАО “РЖД” пойдет навстречу химикам. После смены руководства в августе 2015 г. позиция монополии по экспортным надбавкам изменилась. Вслед за Минэкономики и ФАС, требовавшими более гибкого и формализованного подхода к манипулированию “тарифным коридором” (правом монополии вводить надбавку в объеме до 13,4% или скидку до 12,8% к тарифу ФАС), ОАО “РЖД” объявило о готовности пересмотреть свою позицию. Ранее глава монополии Олег Белозеров заявил, что экспортные надбавки в прежнем виде не нужны. “По части продукции мы их сняли, а по возможности введения мы этот вопрос заморозили, – сообщил он. – Я не считаю, что нам нужны экспортные надбавки в том виде, в котором они существовали”.
Константин Юминов из Raiffeisenbank отмечает, что после сильного падения цен на почти все виды удобрений доля тарифа РЖД в их стоимости стала для производителей весьма ощутимой и негативно сказывается на маржинальности. По его мнению, в ближайшее время предпосылок для роста цены на удобрения нет из-за низкого спроса и высокого уровня запасов у крупнейших потребителей. Даже если цены на азотную группу и пойдут вверх, добавляет аналитик, то несущественно, а стоимость калия в любом случае будет повышаться медленнее, так как реагирует на рыночные колебания с задержкой. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)