Госконтроль Эстонии дал негативную оценку деятельности правительства, принимавшего решения о финансировании госкомпании Estonian Air. Об этом сообщает ИА Regnum со ссылкой на опубликованные документы проведенного аудита.
В оценочной части отчета Госконтроля решения правительства названы “непродуманными”, которые в итоге и привели к банкротству единственного национального авиаперевозчика страны и потере сотни миллионов евро. Госконтроль также выразил обеспокоенность тем, что пример столь неверного отношения кабинета министров к государственным компаниям может быть не единственным в своем роде, а давно сложившейся негативной системой.
К числу серьезных ошибок правительства в вопросе Estonian Air аудит отнес поверхностный контроль за положением дел в компании. Правительство не контролировало и не анализировало бизнес-планы руководства AS Estonian Air, а обсуждение вопросов жизнедеятельности авиакомпании носило эпизодический характер и чаще всего в порядке быстролетных “экстренных заседаний”. Лишь после выявления претензий к финансированию авикомпании со стороны Еврокомиссии отношение стало намного серьезнее – первые аналитические отчеты по государственной помощи были заказаны в 2013 г. Таким образом, у государства не было достаточной уверенности в том, что при выделении средств правительство поступало как рациональный инвестор, говорится в документе.
Госконтроль также отмечает, что правительство постаралось скрыть от Еврокомиссии выделение AS Estonian Air 30 млн. евро на стратегию расширения (в том числе, покрытие расходов), что стало решающей причиной отрицательного заключения Еврокомиссии по судьбе эстонской авиакомпании. Попытки Таллина оправдаться перед Брюсселем задним числом не принесли ожидаемого результата, отметили в Госконтроле.
При этом Госконтроль прямо указывает, что правительство проигнорировало предупреждения Министерства финансов и Министерства экономики и коммуникаций о проблеме с госфинансированием Estonian Air. “Правительство, опираясь на четкую настроенность премьер-министра Андруса Ансипа, сформировало в начале 2013 г. принципиальную позицию, согласно которой AS Estonian Air нельзя обанкротиться и государство ей должно помочь”, – отмечается в докладе.
Исходя из такой установки, правительство продолжало выдавать все новые кредиты – последний уже в ноябре 2014 г. в 12,1 млн. евро, хотя к этому времени были списаны ранее предоставленные 24,9 млн. евро. Как отмечает Госконтроль, решения о финансировании AS Estonian Air правительство принимало “с необоснованной поспешностью и на основании поверхностной информации”. С 2010 г. правительство профинансировало четыре разных стратегии AS Estonian Air, ни одну из которых не удалось претворить в жизнь. Особо отмечается, что “необходимую требовательность не проявлял ни соответствующий министр в отношении своих чиновников, ни премьер-министр в отношении членов правительства”. (Aviation Explorer/Транспорт Украины и мира)