Если отмененный премьер-министром скандальный тендер в порту “Южный” будет повторно проведен “по-старому”, европейские участники откажутся принимать в нем участие, заявил директор украинского представительства Van Oord Игорь Тыниника.
По его словам, такие крупные мировые компании в сфере дноуглубления, как Van Oord, не видят смысла бороться за тендер в непрозрачных схемах. “Мы обращались к премьер-министру, а также в Министерство инфраструктуры с просьбой – провести новый тендер через систему ProZorro. Потому что в противном случае мы опять получим точно такой же непрозрачный конкурс, который, собственно, один раз уже состоялся”, – сказал Тыниника.
По словам инвестора, первый тендер был проведен “вручную”, без системы ProZorro, в результате чего по непонятным причинам победила компания с самым дорогим и невыгодным для государства предложением. Все остальные были отброшены без объяснений. “Мы были самым “дешевым” участником, но в итоге выбрали самого дорогого. Я думаю, что “Ян Де Нул” обратилась к Гройсману, поскольку отмена тендера, в котором она победила, отрицательно влияет на репутацию. И теперь им нужно каким-то образом оправдаться и сохранить свое лицо. Ведь за рубежом участие в непрозрачных, потенциально коррупционных конкурсах считается неприемлемым для открытых европейских компаний”, – считает Тыниника.
Народный депутат Сергей Лещенко, после заявления которого был отменен скандальный тендер в “Южном”, также считает, что без ProZorro любой конкурс не может быть объективным. “Без ProZorro тендер не может быть честным. Нужно чтобы все было через эту систему”, – сказал депутат.
Между тем инвесторы предлагают парламентариям законодательно ограничить участие в крупных инфраструктурных тендерах компаний с оффшорными корнями. Поскольку в мировой практике нет примеров, чтобы с крупными государственными заказами работали структуры, которые маскируют в оффшорных реестрах своих конечных бенефициаров.
Инвестор отметил, что все потенциальные участники тендера будут заинтересованы в том, чтобы новый конкурс состоялся через систему ProZorro. “Если не будет принято решение о проведении тендера через ProZorro, мы будем встречаться с руководством страны, с первыми лицами для того чтобы объяснять им нашу позицию”, – резюмировал представитель Van Oord. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)