Министерство инфраструктуры разработало новый проект методики расчета портовых сборов, согласно которой решение государственной задачи по приведению причалов в нормальное состояние фактически ложится на плечи портовых операторов, которые используют такие причалы. Об этом пишет издание “Укррудпром”.
Издание напоминает, что первоначальный проект Мининфраструктуры методики расчета портовых сборов, опубликованный в декабре 2017 г., не содержал конкретных ставок, а предусматривал формулы, которые должны лечь в основу расчета будущих ставок.
Из озвученных претензий к проекту одно из главных заключалось во внедрении дополнительного причального сбора, который будет взиматься с портовых операторов, осуществляющих перевалку грузов на госпричалах, с каждой тонны обработанного груза. Причем это без учета ныне существующего причального сбора, который взимается с судовладельца.
Профильное министерство в итоге доработало проект и в июне этого года представило обновленную редакцию методики. Идея взимания с портовых операторов “второго” причального сбора была полностью сохранена. Причальный сбор в новой методике предусмотрен один, но имеет две составляющие:
– базовая – будет продолжать взиматься с судовладельцев с единицы валовой вместимости судна (как это и происходит сегодня);
– инвестиционная – предлагается взимать с портовых операторов с каждой тонны переваленного груза, в зависимости от того, какой размер инвестиций необходимо вкладывать в модернизацию причальной инфраструктуры как в целом по всем портам, так и в отношении каждого конкретного причала.
В связи с тем, что нынешние ставки причального сбора, оплачиваемого в пользу Администрации морпортов Украины (АМПУ), крайне низкие, были заявлены попытки привлечь новые источники финансирования. Это необходимо для того, чтобы содержать причальную инфраструктуру в надлежащем состоянии.
Издание отмечает, что, облагая портовых операторов новыми сборами, Мининфраструктуры не предлагает им четкие механизмы и гарантии, например, такие как:
– контроль за целевым использованием оплаченных средств;
– закрепление за собой права на последующее использование причала либо на эксклюзивных началах, либо, хотя бы с преимуществом перед другими операторами, не участвовавшими в финансировании развития такого причала;
– закрепление возможности в будущем получить компенсацию своих инвестиций, вложенных в причал, за счет дополнительного грузопотока, привлеченного вследствие его строительства или реконструкции.
Проект методики расчета портовых сборов не позволяет выполнить ни одно из предложенных выше условий.
В статье акцентируется: чтобы мотивировать портовых операторов вкладывать собственные средства в причалы портов, необходимо предоставить им прозрачный механизм контроля за использованием вложенных средств, а также гарантии их компенсации в будущем.
Более того, внедрение такого механизма было предусмотрено еще Законом о морских портах, ст. 27 которого поручила Кабмину разработать порядок заключения договоров между инвесторами и АМПУ, по которым инвесторы смогли бы вкладывать свои средства в ремонт, реконструкцию или строительство стратегических объектов портовой инфраструктуры госсобственности на условиях последующей компенсации средств в соответствии с указанными договорами.
Кабмин обязан был утвердить вышеуказанный порядок еще до апреля 2013 г., однако до сих пор не сделал этого. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)