По оценке экспертов контейнерного рынка норвежской отраслевой аналитической компании Xeneta, долгосрочные ставки морского фрахта в настоящее время остаются стабильными, несмотря на растущие опасения в связи с распространением по всему миру коронавируса и очевидные экономические последствия для сегмента контейнеровозов в целом.
Согласно последнему отчету XSI (R) Public Indices от Xeneta, который предоставляет рыночную информацию на основе краудсорсинговых данных от ведущих грузоотправителей в реальном времени, рост ставок четвертый месяц подряд составляет в среднем 0,5%. Глобальный индекс вырос на 6,8% в годовом исчислении и на 2,8% с начала 2020 г.
Отчеты показывают, что суда, покидающие Китай, совершали рейсы с коэффициентом загрузки менее 20%, несмотря на то, что огромное количество тоннажа было удалено с рынка. Например, только Maersk сообщила, что с конца января отменила более 50 рейсов из китайских портов. Огромный объем бизнеса был потерян.
На спотовом рынке платформа Xeneta сообщает о снижении на 20-25% с начала года средней рыночной ставки для доставки 40-футового контейнера из Китая в Северную Европу и из Китая на западное побережье США. Это может свидетельствовать о будущих изменениях на долгосрочном рынке.
“Часто бывает, что долгосрочный рынок следует за краткосрочными ценовыми движениями. В этом отношении мы ожидаем в марте начала снижения долгосрочных ставок. В действительности, у нас уже есть некоторые данные о небольшом снижении в договорных контрактах, поступающие на нашу платформу от ведущих мировых грузоотправителей”, – говорит генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд.
Общая тенденция за февраль была положительной, но с разнонаправленным движением, с отчетливыми колебаниями от региона к региону. В Европе показатели импорта и экспорта показали положительное развитие: импорт вырос на 1,8% (рост на 7% в годовом исчислении), а экспорт вырос на 1,5% (+7,6% в сравнении с февралем 2019 г.).
Тем не менее, оба дальневосточных индекса упали, но незначительно, учитывая масштабы нынешнего кризиса в области здравоохранения (чтобы дать некоторую перспективу, в недавнем отчете Moody’s указывалось, что количество судозаходов в порты в Шанхай и Яншань сократилось на 17% в годовом исчислении). Импорт с Дальнего Востока по индексу XSI (R) упал на 1,9%, а экспорт сократился незначительно (-0,5%). Тем не менее, оба индекса выросли сначала 2020 г.: импорт – на 3%; экспорт – 4%.
Показатели по США либо практически не изменились, либо упали: индекс импорта снизился на 0,3%, а экспорт упал на 1,3%. Тем не менее, показатели импорта остаются устойчиво положительными по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – примерно на 21%, главным образом благодаря устойчивым показателям в мае 2019 г. – в то время как экспорт вырос на 6,7% в сравнении с февралем прошлого года.
“Когда страсти улягутся, линейные операторы будут работать сверхурочно, и, соответственно, брать за это доплату, но никто не может сказать, когда это произойдет”, – считает Патрик Берглунд. (PortNews/Транспорт Украины и мира)