Последние 2 недели ситуация вокруг законопроекта №3704 остается неопределенной. Власти в очередной раз применили излюбленный прием “замотать” ситуацию в переговорах и рабочих группах, а активисты АЕС теряют терпение и опять грозятся вывести людей под стены Верховной Рады. Auto-Consulting выяснил, с чем связана такой всплеск активности.
Законопроект №3704 был подан на рассмотрение ВР еще летом. Он предусматривает не только отмену акциза и легализацию уже ввезенных “евроблях”, А также – безналоговые льготы достаточно широкой категории граждан и организаций. Начиная от инвалидов и участников боевых действий.
По экспертной оценке Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, введение норм, предлагаемых Законопроектом №3704 приведет к ежегодному недопоступлению в бюджет около 8 млрд. грн. акцизного налога и существенному уменьшению доходов государственного дорожного фонда. На этой позиции жестко стоит Минфин.
Тем не менее, лидеры “Авто Евро Силы” (АЕС) продолжают верить, что законопроект №3704 будет в первом чтении принят Верховной Радой. И призывают владельцев “евроблях” не волноваться, – ведь им пока не мешает ездить патрульная полиция. То есть – не штрафуют.
Напомним, что штрафы по статье 470 Таможенного кодекса за превышение сроков в режиме “транзит”, которые раньше максимально составляли 8500 грн. (более 10 дней), были повышены. Просрочка 10-20 дней – 8500 грн., 20-30 дней – 85 тыс. грн., более 30 дней – 170 тыс. грн. То же произошло и со штрафами по статье 481 Таможенного кодекса за превышение сроков в режиме “временного ввоза”. Раньше они максимально составляли 17 тыс. грн. Теперь 17 тыс. грн. за 10-20 дней просрочки, 85 тыс. грн. – за 20-30 дней и 170 тыс. грн. – за более, чем 30 дней.
Эти штрафы должны были начать выписывать и взимать после 31 декабря 2019 г. Но они до сих пор не действуют, так как АЕС договорилось с МВД об их отсрочке до “урегулирования вопроса”. Лидер АЕС Олег Ярошевич называет этот договор Меморандумом.
По словам лидера АЕС, у тех водителей, которые еще не растаможили свой автомобиль, просто нет на него документов. И сейчас АЕС (по словам Ярошевича) ведет работу в Литве, чтобы сделать (получить) эти документы для регистрации “евробляхи” в Украине.
Еще одним поводом для беспокойства владельцев “евроблях” стал альтернативный Законопроект №3704-1. Он предлагает упрощение начисления налогов на импорт автомобилей. Таким образом, снижается вероятность коррупционной составляющей. Ведь не надо будет определять таможенную стоимость, которую граждане часто пытаются занижать (а таможенники – завышать). Базовым показателем станет объем двигателя транспортного средства. Единую ставку акцизного налога Законопроект №3704-1 предлагает установить на уровне 0,1 евро, а ставку пошлины – 0,75 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя для легковых автомобилей товарной позиции 8703. Правда, тут тоже есть свои серьезные “подводные” камни (мягко говоря).
Во-первых, если 3704-1 будет принят, то новые автомобили в Украине подорожают на 1-1,5 тыс. евро. А во-вторых, в нем явно лоббируются интересы автосборочных проектов, например ЗАЗа, осенью возобновившего сборку авто происхождением из России. Таким образом, Законопроект №3704-1 может открыть для сборочных проектов “окно возможностей”, и они станут востребованными на рынке за счет льгот по ряду налоговых отчислений. Но за это придется заплатить покупателям подорожавших иномарок. Ведь никаких далеко идущих планов по развитию полноценного производства, законопроект №3704-1 не содержит. Но он явно принесет увеличение поступлений в бюджет и может понравиться в Кабмине.
Так что не исключено, что это только в “Авто Евро Силе” считают, что именно сейчас у уже ввезенных “евроблях” появился шанс проскочить бесплатно, и ничего не платить. Такую отмену штрафов задним числом предусматривают Законопроекты №3705 и №3706, поданные вместе с №3704. А чтобы как-то активировать депутатов к рассмотрению законопроектов, лоббирующих интересы АЕС, Олег Ярошевич анонсировал, что до конца года вполне еще может состояться мощная акция протеста.
Что же касается рабочих групп и обсуждений. Но на одной из них Минфину поручили просчитать последствия для бюджета, если акциз все-таки не отменят, а отменят возрастные коэффициенты. А также введут дополнительные налоги на дорогие авто (стоимостью свыше $60 тыс.) и с учетом того, что по новому закону растаможится 100 тыс. “евроблях”. Притом, все эти цифры депутаты называли “из головы” считай с потолка. А пока на прошлой неделе стало известно, что первый в Украине сверхдорогой внедорожник Lamborghini Urus был растаможен по льготам для “евробляхеров”. В результате чего бюджет недополучил десятки тысяч евро. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)