Очередное введение ограничений для авиапассажиров из-за появления штамма “омикрон” в конце 2021 г. смазало картину в целом неплохого г. для мировой коммерческой авиации. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала данные по операционным показателям отрасли за 2021 г., из которых очевидна прямая зависимость между пассажиропотоками и подходом национальных властей разных стран к формированию правил путешествий в период пандемии.

Генеральный директор IATA Вилли Уолш призвал правительства ускорить процесс снятия ограничений, в том числе карантинов и анализов на коронавирус для вакцинированных пассажиров, а также отменить карантинные меры в отношении непривитых пассажиров, предъявивших отрицательные результаты теста на Covid-19.

Тогда как внутренние рынки в прошлом году не дотянули до уровня 2019 г. всего 28,2%, международный пассажирский трафик за весь год так и не поднялся, оставшись ниже нормы на 75,5%. Международный пассажирооборот просел на 65,3%, коэффициент занятости кресел сократился на 24 п. п. до 58%. Сегмент внутренних перевозок чувствовал себя значительно лучше: пассажирооборот сократился на 19,2%, коэффициент занятости кресел – на 9,3 п. п. до 74,3%, по сравнению с докризисной “нормой”.

В грузовом сегменте дела обстоят позитивнее: спрос вырос на 6,9% по сравнению с 2019 г. Успешный декабрь вывел показатели на 18,7% выше 2020 г., установив рекорд по темпам роста с 1990 г.

Уолш выразил оптимизм относительно продолжения восстановления рынка в этом году. “Сложность 2022 г. в том, чтобы укрепить доверие к отрасли, нормализовав условия для путешествий”, – отметил он, подчеркнув, что спрос не падал даже на фоне сообщений о появлении штамма “омикрон”. “Хотя международное сообщение далеко от нормального во многих частях мира, есть движение в правильном направлении”, – заключил Уолш.

Согласно отчету IATA, существенное отставание в темпах восстановления рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе объясняется жесткими ограничительными мерами в крупных странах, таких как Китай и Австралия. “Международный рынок в этом регионе практически сколлапсировал, почти половина международного трафика пришлась на страны Европы”, – прокомментировал Уолш. Он вновь подчеркнул, как и прежде, что ограничения на путешествия не оказали практически никакого заметного воздействия на эпидемиологическую обстановку. Таким образом, авиакомпаниям был нанесен несправедливый и неоправданный ущерб.

“Нет прямой корреляции между новыми случаями заболевания и ограничениями путешествий, которые остаются еще долго после того, как заболеваемость идет на спад”, – заявил Уолш, ссылаясь на исследование, проведенное агентствами Edge Health и Oxera.

На перспективу IATA предвидит дальнейшее давление на финансовые показатели авиакомпаний со стороны растущих расходов, в том числе цен на керосин. На 21 января цены на нефть зафиксированы на уровне $103,01 за баррель по сравнению с $77,8 в октябре 2021 г. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий