Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия “Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий ФЦП “Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД) (2009-2020 гг.)”. Как показали контрольные мероприятия, Росавиацией не были достигнуты плановые значения целого ряда показателей программы – таких как сроки ее реализации, количество введенных объектов, эффективность вложения бюджетных средств.
Кроме этого, критике подверглась подведомственная Росавиации Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) за сомнительное расходование средств, а единственный поставщик товаров, работ и услуг по программе – концерн ПВО “Алмаз-Антей” – за некачественное исполнение договоров. По всем фактам нарушений Счетная палата обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой провести надзорные мероприятия и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
Программа модернизации, утвержденная постановлением правительства РФ 1 сентября 2008 г. № 652, предусматривает меры по техническому перевооружению инфраструктуры аэронавигации, внедрению перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации, технологий метеорологического обеспечения, создание единой системы поиска и спасения и другие меры.
В материалах доклада отмечено, что ранее в 2013 г. из-за неэффективной работы по реализации программы срок ее окончания уже переносился с 2015 г. на 2020 г., также были перенесены и сроки достижения плановых значений. Несмотря на это, как показала последняя проверка Счетной палаты до сих пор не было введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных на сегодня узлов опорной сети, цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29. Из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров в эксплуатацию не введено ни одного.
С 2011 г. до первого полугодия 2014 г. на реализацию программы было направлено 10 млрд. руб. (2,7 млрд. – федеральный бюджет, 6,3 млрд. – внебюджетные средства). Основным источником внебюджетных средств стали аэронавигационные сборы. Счетная палата определила, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию программы Росавиацией организовано на низком уровне. А при неисполнении плановых показателей программы модернизации Росавиация сама выступала за сокращение бюджетных ассигнований. В декабре 2013 г. по предложению Росавиации утвержденная сумма бюджетных ассигнований была уменьшена на 429,2 млн. руб. или на 38%.
Таким образом, в течение 2013 г. года значительная часть средств, первоначально предусмотренных на реализацию программных мероприятий, не была использована. То же произошло и в 2014 г., в котором общая сумма бюджетных ассигнований (894,6 млн. руб.) в июне была уменьшена на 310 млн. руб. или на 34,7%. Из оставшихся 584,6 млн. руб. по состоянию на 1 ноября 2014 г. Росавиацией использовано лишь 32,9 млн. руб. или 5,6%. Согласно данным Счетной палаты, в ноябре-декабре 2014 г. бюджетные ассигнования уменьшены на 464,9 млн. руб. или на 79,5%. По итогам 2014 г. исполнение составило 79,1 млн. руб.
Как отмечено в докладе, в результате значительная часть финансовых ресурсов, выделенных Росавиации на реализацию программных мероприятий, в течение года практически была заморожена, по предназначению не использовалась и не могла быть перераспределена на другие цели. Так что причины несвоевременного и неполного выполнения программных мероприятий не в недостаточности ресурсного обеспечения, а в организации работы.
Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский рассказал, что существующие проблемы связаны с трудностями выполнения очень сложных заказов, реализуемых в рамках модернизации Единой системы организации воздушного движения. Основную вину за несвоевременность выполнения программы в Росавиации возложили на концерн ПВО “Алмаз-Антей”. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)