Банкротство компании “Авианова”, прославившейся дешевыми билетами на внутрироссийские рейсы, заставило аналитиков обсуждать перспективы low-cost сегмента в сфере авиаперевозок. “Еще совсем недавно российским low-cost авиаперевозчикам можно было предсказывать светлое будущее, также были все основания надеяться, что и в нашей стране наконец-то получит развитие данная модель работы авиакомпаний”, – прокомментировал эксперт аналитического агентства “Инвесткафе” Кирилл Маркин.

По данным, полученным от аналитического агентства “Инвесткафе”, на заседании коллегии Минтранса еще 18 марта вице-премьер РФ Сергей Иванов сетовал на то, что в России не уделяется должного внимания авиаоператорам-дискаунтерам. “Их доля в мире около 45%, а у нас близится к нулю”, – возмущался чиновник, который также заявил, что необходимо поддерживать существующих и стимулировать появление новых low-cost авиаперевозчиков. “Бизнес-модель low-cost авиакомпаний возникла в 70-е годы XX века, – напомнил предысторию вопроса Маркин. – Одной из первых являлась компания Southwest Airlines. В 1971 г. авиаоператор стал применять два основных принципа, на которых и по сей день основывается деятельность авиадискаунтеров всего мира. Southwest Airlines сконцентрировали свою операционную деятельность на коротких маршрутах и работали по системе point-to-point, т. е. осуществляли прямые перелеты без участия центрального аэропорта. Кроме того, компания эксплуатировала авиалайнеры исключительно одного класса, тем самым значительно снижая расходы на обслуживание воздушных судов. Снижение себестоимости неизменно отражалось и в низкой стоимости билета. В результате Southwest Airlines могли похвастаться достаточно высокой загрузкой и частотой полетов на фоне прочих авиакомпаний. Таким образом, авиалайнеры Southwest Airlines находились на земле минимальное время, а коммерческая отдача приближалась к максимуму”.

“А что же происходит в гражданской авиации России? Прошло около полугода с момента пламенной речи Сергея Иванова о поддержке отечественных дискаунтеров. И вот парадоксальный результат: 19 августа в СМИ появляется информация о том, что Росавиация при поддержке вице-премьера предлагает запретить к допуску на регулярные пассажирские авиарейсы операторов, обслуживающих менее двадцати однотипных воздушных судов, – констатировал Маркин. – Далее последовало еще более интересное заявление заместителя министра транспорта РФ: “Магистральных компаний нам не нужно много, с 90% объема магистральных перевозок у нас справляются порядка 10 компаний. Все идет к тому, что таких по-настоящему крупных компаний останется пять-семь”.

“Очевидно, что без поддержки государства low-cost авиакомпании попросту не выживут. Более того, они даже не смогут появиться на свет. До недавнего времени в сфере гражданской авиации РФ существовало всего два дискаунтера – Sky Express и Авианова. Впрочем, Sky Express уже переходит на “классическую” для авиаперевозчиков модель работы, – подчеркнул аналитик. – У “Авиановы” дела обстоят значительно хуже. Прошло не многим более двух лет с того момента, когда компания совершила свой первый полет (27 августа 2009 г.). С первых дней работы дискаунтер стал предлагать возможность приобрести авиабилет стоимостью 250 руб. Это сразу же привлекло внимание потребителей, поэтому проблем со спросом авиакомпания не испытывала. При этом главным своим конкурентом, как ни странно, оператор называл не других авиаперевозчиков, а РЖД”, – напомнил Маркин.

“Авианова” активно набирала обороты, проектом занималась отечественная инвестиционная компания А1 (“Альфа-групп”, 51% акций) и американский инвестиционный фонд Indigo Partners (49% акций). Тогда казалось, что для новой компании открываются широчайшие и радужные перспективы. Тем временем уже в конце ноября 2010 г. компания столкнулась с первыми серьезными затруднениями, – отметил эксперт. – Существенные изменения претерпела таможенная политика в отношении ввозимых в страну самолетов с количеством более 160 пассажирских кресел. Лайнеры этого типа стали облагаться дополнительным налогом. В результате Airbus A-320, которые находились в авиапарке компании, лишились 21 места, их число сократилось со 180 до 159. Далее последовали проблемы с созданием второй базы low-cost перевозчика в питерском аэропорту “Пулково”. Затем аэропорт Сургута прекратил выделять компании слоты для выполнения рейса по маршруту “Краснодар – Сургут”. Представители аэропорта ссылались на отсутствие технических возможностей по обслуживанию рейсов “Авиановы”. Лишь спустя некоторое время конфликт удалось разрешить посредством вмешательства Росавиации и прокуратуры”.

Существенный отпечаток на дальнейшую судьбу компании наложил конфликт акционеров компании А1 и Indigo Partners, напомнил аналитик. “2 октября “Авианова” прекратила продажу авиабилетов на свои рейсы. По словам первого заместителя генерального директора авиакомпании Константина Тетерина, дискаунтер находится “в тяжелейшем кризисе ликвидности”. Позднее г-н Тетерин порекомендовал приобретать билеты у других операторов. На данный момент компанию собираются подвергнуть процедуре банкротства. А в это время Минтранс и Росавиация ведут активную деятельность по реформированию законодательства и существующих норм безопасности. При этом самолеты почему-то продолжают падать. К слову, 9 октября в Краснодарском крае потерпел крушение Ан-2. Может быть это такой хитрый ход, задача которого состоит в том, чтобы доказать всем несостоятельность малой авиации и небольших авиакомпаний? В противном случае на этом фоне пока не очень убедительной выглядит попытка ведомств навести порядок в сфере гражданской авиации”, – полагает аналитик.

“Остается еще раз отметить, что в текущих условиях российской действительности модель low-cost авиакомпаний несостоятельна, – резюмировал Маркин. – Необходимы желание и поддержка государства, чтобы данное направление сферы услуг получило стимул к развитию и закрепилось на отечественном рынке. Однако на данный момент работа Минтранса и Росавиации сводится к очевидному схлопыванию гражданской авиации. В результате этого есть все шансы получить олигополию во главе с “Аэрофлотом”. И теперь уже можно забыть о билетах за 250 руб. и возможности без ущерба для кошелька путешествовать по просторам России”.

Для рынка услуг авиаперевозок России наступает новый, переломный момент, уверен эксперт. “Усиление контроля и ужесточение законодательных рамок, а также недовольство работой регулирующих ведомств со стороны населения и правительства заставляют участников данного сегмента рынка вести настоящую борьбу за существование. Сохранить себя и продолжить работу будет под силу только сильнейшим и крупнейшим игрокам. К чему это в итоге приведет, будет понятно только со временем. А сейчас можно только поздравить акционеров “Аэрофлота”, “Трансаэро” и “ЮТэйра”, ибо все происходящее сулит им неплохие прибыли”, – заключил он. (Regnum/Транспорт в Украине, СНГ, мире)

Добавить комментарий