Премьер-министр РФ В. Путин на заседании правительства сообщил, что расходы федерального бюджета Российской Федерации на развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры страны в 2012-2014 гг. достигнут почти 2 трлн. руб., в том числе в 2012 г. расходы на строительство и обновление транспортных коридоров, развитие информационно-коммуникационных технологий составят 581 млрд. руб. По заявлению главы правительства, “важно снимать системные ограничители для экономического роста, формировать технологический и научный задел на перспективу”.

Согласно прогнозу экспертов МОЦ “За безопасность российских дорог”, потери России от неразвитости дорожной сети составят не менее 9-12,5% ВВП, если финансирование дорожной отрасли в течение 10 лет не выйдет на уровень 4,5-5% ВВП. Эксперты отмечают, что из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15-20%, в то время как в США и Европе она не превышает 7-10%.

Протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения в России в 2005-2010 гг. выросла с 47,1 тыс. км до 50,1 тыс. (в среднем на 1 тыс. км в год). В 2000-2005 гг. объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9% до 1,1% ВВП и до недавнего времени держались на этом уровне. Только в 2011 г. ситуация начала выправляться, и финансирование дорожной отрасли составило 700 млрд. руб. (что на 40% больше, чем годом ранее), т. е. 1,51% ВВП.

В большинстве развитых стран на дороги тратится 3-4% ВВП, несмотря на развитую дорожную сеть в этих странах. В Японии и США этот показатель составляет 1,1-1,5%, но при значительно больших объемах ВВП. В среднем на один российский автомобиль приходится менее 19 м дороги с твердым покрытием. Например, в Финляндии этот показатель составляет 68 м, во Франции – около 50 м.

Согласно данным госкорпорации “Росавтодор”, всего в 2011 г. на строительство 431,76 км автодорог с твердым покрытием планируется направить 6785,5 млн. руб., в том числе в Центральном федеральном округе будет построено 97,7 км сельских дорог (на 1,14 млрд. руб.),  Северо-Западном (км, в скобках – млн. руб.) – 10,3 (139,7), Южном – 10,1 (241,3), Северо-Кавказском – 33,7 (318,8), Приволжском – 210,2 (3884,6), из них в Удмуртии – 62,3 (801), Татарстане – 50,6 (более 1000), в Саратовской области – 21,1 (649,7); Уральском – 26,3 (495,3), Северном – 38,5 (488,9), Дальневосточном – 5 (75).

Данный перечень согласован с Минсельхозом и Минтрансом РФ. Дороги будут строиться от пунктов с населением от 125 человек до дорог общего пользования на расстояние не более 5 км.

Согласно постановлению правительства РФ, до 1 августа 2011 г. в доверительное управление “Автодора” были переданы первый участок строящейся автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) и ряд других дорог общего пользования.

В доверительное управление “Автодора” передаются скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург, Бусиновская развязка, подъезд от трассы М-10 “Россия” от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга в районе Зеленограда к скоростной магистрали, а также развязка на пересечении федеральной трассы “Московское малое кольцо” через Икшу, Голицыно, Истру на участке от Ленинградского до Дмитровского шоссе и строящаяся ЦКАД. В настоящее время указанные объекты находятся на стадии строительства.

Ранее “Автодору” уже были переданы в доверительное управление трассы М-4 “Дон” (от Москвы до Новороссийска), участки на трассе М-1 “Беларусь” (от Москвы до границы с Беларусью), а также строящиеся объекты на трассе М-1 “Беларусь”: выход на МКАД, Молодогвардейскую транспортную развязку, подъездную автодорогу от Первого Успенского шоссе до нового выхода на МКАД и транспортную развязку на пересечении Подушкинского шоссе.

В 2012 г. под управление госкорпорации перейдут также магистраль ЗСД в Санкт-Петербурге и трасса Москва – Нижний Новгород – Казань.

Передача дорожных объектов с баланса Федерального дорожного агентства на баланс “Автодора” позволяет сделать их платными через 60 дней с момента передачи (о введении платы за проезд по закону необходимо объявить за 60 дней). Согласно заявлению вице-премьера С. Иванова, ориентировочная стоимость платных участков магистралей составит 3-5 руб. за 1 км.

По решению правительства РФ, к 2015 г. протяженность платных участков автодорог в России должна достигнуть более 1,4 тыс. км. Причем уже с 2016 г. за счет введения платы за проезд “Автодор” сможет полностью отказаться от получения средств из федерального бюджета.

Министерство транспорта РФ предлагает включить в расширенный план приватизации все без исключения транспортные компании с государственным участием. Об этом сообщил министр транспорта РФ  И. Левитин, который особо отметил, что по срокам и количеству подлежащих приватизации акций  должны приниматься отдельные решения. В расширенный список могут войти Мурманский и Новороссийский порты, а также авиакомпания “Аэрофлот”.

Правительство РФ в конце марта опубликовало список объектов, вошедших в план приватизации на 2011-2013 гг. В 2012-2013 гг. будет приватизировано 20% акций ОАО “Новороссийский морской торговый порт” (НМТП), 25,49% акций ОАО “Мурманский морской торговый порт” (ММТП), 100%-ный госпакет крупнейшего железнодорожного перевозчика сжиженного газа в РФ – ОАО “СГ-Транс”, 25,5% акций аэропорта Анапа, 25% акций Московского речного пароходства и 55% акций Ванинского морского торгового порта (Хабаровский край).

В мае состоялся аукцион по продаже около 74,2 тыс. обыкновенных акций Ванинского порта (55% уставного капитала). Начальная цена была установлена на уровне 934,13 млн. руб. По итогам торгов победителем было признано ООО “Сэлтехстрой”, которое предложило за госпакет акций 10,8 млрд. руб. и внесло задаток в 93 млн. руб., однако полная сумма не внесена до настоящего времени. В Росимуществе РФ сообщили, что может состояться повторный аукцион.

В июле В. Путин сообщил, что на Ямале Россия планирует построить новый арктический порт Сабетта в рамках проекта по сжижению природного газа.

В районе газового месторождения появится завод по сжиженному природному газу (СПГ) и транспортная инфраструктура. Проект реализуется одной из российских нефтегазовых компаний совместно с иностранными партнерами, государство возьмет на себя обустройство акватории порта. Общий объем инвестиций – 900 млрд. руб.

Премьер отметил, что первые танкеры с СПГ должны начать загружаться в 2018 г. Это поможет выйти на перспективные рынки и значительно диверсифицировать экспортные поставки и экспортные маршруты

На Оби и других реках должны появиться современные терминалы, в том числе способные обслуживать суда “река – море”, что даст возможность интегрировать внутренние водные артерии с Северным морским путем.

Для этих целей потребуются танкеры, газовозы, суда ледового класса. Отмечается комплексность этого проекта, требующая участия предприятий разных отраслей промышленности. В 2012-2020 гг. будет построено не менее трех линейных атомных ледоколов нового поколения, а на верфях – заложена серия ледоколов с обычными двигательными установками. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)