easyJet, крупнейший авиаперевозчик Соединенного Королевства, в партнерстве с компаниями Airbus и Nicarnica Aviation успешно завершил испытания технологии AVOID, позволяющей обнаруживать скопления вулканического пепла в атмосфере. На заключительном этапе исследователи провели уникальный эксперимент, в ходе которого в воздухе было успешно создано искусственное облако вулканического пепла, сообщили в пресс-службе авиакомпании easyJet.
“В рамках эксперимента команде исследователей удалось: создать над Бискайским заливом искусственное облако пепла. Для этого с самолета Airbus A400M в атмосфере была распылена тонна вулканического пепла; измерить при помощи небольшого самолета, пролетевшего сквозь облако, уровень концентрации пепла в нем; на самолете Airbus A340-300, оборудованном сенсорами AVOID, при полете в направлении облака пепла обнаружить его на расстоянии 60 км, а также с высокой степенью точности измерить концентрацию частиц пепла в атмосфере; easyJet планирует продолжить работу по совершенствованию данной технологии с тем, чтобы к концу 2014 г. оборудовать системой AVOID часть авиапарка, что должно позволить избежать закрытия воздушного пространства при возникновении чрезвычайных обстоятельств, схожих с теми, которые наблюдались в 2010 г.”, – рассказали в пресс-службе.
Испытательный самолет Airbus распылил в атмосфере тонну исландского вулканического пепла на высоте от 9 тыс. до 11 тыс. футов, создав условия, приближенные к тем, которые наблюдались в 2010 г. во время извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. Еще один испытательный самолет Airbus, оборудованный системой AVOID и летевший по направлению к облаку, на расстоянии примерно 60 км от него определил местоположение скопления пепла и уровень концентрации частиц в нем. В эксперименте также был задействован небольшой самолет DA42 Дюссельдорфского университета. Он пролетел непосредственно через облако, собрав данные, которые впоследствии были сопоставлены с дистанционными измерениями системы AVOID.
“Глубина облака, созданного для проведения эксперимента, составила от 600 до 800 футов, диаметр – 2,8 км. Изначально облако можно было наблюдать невооруженным глазом, но оно быстро рассеялось, и дальнейшее его обнаружение в видимом спектре света оказалось затруднительным. Сенсоры AVOID смогли обнаружить облако пепла и измерить его плотность, составлявшую 0,1-1 г/кв. м. Это эквивалентно содержанию частиц в воздухе на уровне 100-1000 мкг/куб. м, что примерно соответствует концентрации пепла в атмосфере в период извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в апреле и мае 2010 г.”, – добавили в пресс-службе.
AVOID по принципу работы напоминает метеорологический радиолокатор, но предупреждает не о плохих погодных условиях, а о наличии пепла в атмосфере. Созданная доктором Фредом Пратой из Nicarnica Aviation система использует инфракрасное излучения для получения снимков скопления частиц пепла, которые передаются пилотам и авиадиспетчерам. В результате пилоты могут видеть облака пепла на расстоянии до 100 км по курсу на высоте 5000-50000 футов и огибать их, незначительно изменяя траекторию движения самолета. По принципу работы система мало чем отличается от метеорологических радиолокаторов, которые сегодня в обязательном порядке устанавливаются на самолетах всех коммерческих авиаперевозчиков.
На земле информация с самолетов, оборудованных системой AVOID, будет использоваться для точного определения параметров облаков пепла на основе данных, получаемых в режиме реального времени. Это должно позволить открыть для движения большую часть воздушного пространства, которое в противном случае в период извержения вулкана было бы закрыто, создавая значительные неудобства для пассажиров, отметили в пресс-службе. (Aex.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)