Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) 4 февраля ввел в коммерческую эксплуатацию третье выносное причальное устройство (ВПУ-З) в акватории Морского терминала вблизи Новороссийска в рамках реализации первой фазы проекта расширения. Как сообщает пресс-служба компании, коммерческая погрузка нефти была произведена на танкер Energy Skier дедвейтом 159150 т.
Третье ВПУ позволит увеличить количество отгружаемой нефти на экспорт в период ежегодного вывода из эксплуатации одного из причальных устройств. Теперь при проведении ежегодного профилактического ремонта одного из ВПУ, отгрузка продолжит осуществляться одновременно с двух действующих. Вновь введенный в эксплуатацию буй имеет более совершенную конструкцию. Многоступенчатая система предотвращения возможных утечек нефти позволяет облегчить проведение грузовых операций крупнотоннажных судов и минимизирует риск аварий на море, а специфическая конструкция (турельная) способствует более безопасному проведению работ по техническому обслуживанию объекта.
Проект расширения предполагает модернизацию 5 существующих и строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории Республики Казахстан, 8 – в Российской Федерации), возведение в дополнение к четырем существующим шести резервуаров (объемом 100 тыс. куб. м каждый) для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Общая сумма инвестиций в проект составит $5,4 млрд.
Всего с начала эксплуатации магистрального нефтепровода на Морском терминале было отгружено свыше 340 млн. т нефти.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний (таких как Chevron, Shell, ExxonMobil, Eni, British Gas, “Роснефть”, “Лукойл”), созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в пос. Южная Озереевка (Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки. Объем отгрузки нефти через морской терминал КТК в 2013 г. вырос на 6,9% до 32,7 млн. т. (PortNews/Транспорт Украины, СНГ, мира)