Авиабилеты могут вновь подорожать в новом году. Всему виной высокие цены на авиакеросин, а также возможное повышение расходов на аэронавигацию.
По итогам октября декабрьские фьючерсы на североморскую марку Brent (именно к ней привязана цена российской марки Urals) потеряли около 9,8%, составив $85,38. Еще в середине июня баррель марки Brent стоил $113. Американская нефть марки WTI также дешевеет: в к концу октября фьючерсы по ней на нью-йоркской бирже NYMEX потеряли 11,8%, а баррель подешевел до $80,4.
Такое падение цен на нефть должно было бы заметно снизить стоимость авиакеросина, тем самым удешевив цену на авиабилеты. Однако пока цены на авиабилеты не спешат снижаться вслед за падающими ценами на нефть.
Причин, почему в условиях текущей рыночной конъюнктуры не прослеживается снижения цен, несколько, отмечают эксперты. “Несмотря не кажущуюся логичной версию о том, что при падающей цене на нефть должны снижаться и цены на авиакеросин, на практике все оказывается совсем по-другому, – говорит авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. – В условиях, когда у российских нефтяных компаний падают доходы от продажи нефти, нефтяникам приходится увеличивать, ну или как минимум не снижать стоимость продаваемых нефтепродуктов, для того чтобы увеличить выручку”.
Снизить стоимость авиатоплива мог бы предлагаемый Минфином налоговый вычет на вводимый с 2015 г. акциз на авиатопливо. Однако, как отмечают участники рынка, механизм его работы не до конца понятен, и может получиться так, что вместо снижения стоимости топлива для потребителей цены на авиакеросин могут заметно подняться.
В структуре затрат на авиаперелет стоимость топлива является одной из самых главных. По данным Минэкономразвития, основными статьями расходов российских авиакомпаний являются расходы на авиакеросин (19,5-28,9%); аэропортовые сборы, наземное обслуживание, аэронавигация (15,5-20,9%); лизинговые и таможенные платежи, расходы на обслуживание кредита (11,9-21,7%); техническое обслуживание парка авиасудов (8,7-11,6%); расходы на оплату труда пилотного состава (5,1-9,9%).
Стоимость авиакеросина и, соответственно, его доля в структуре затрат существенно меняется в зависимости от географического расположения аэропорта. Стоимость 1 т авиатоплива в аэропорту Петропавловска-Камчатского, по данным Росавиации, составляет 43220 руб., в то время как в московском аэропорту “Внуково” тонна авиатоплива стоит всего 34700 руб.
Существенно разнится еще одна значительная составляющая цены авиабилета – сумма затрат аэропортовых сборов, среди которых расходы на наземное обслуживание, обеспечение взлета и посадки, ведение самолета в зоне аэропорта, метеообеспечение, авиабезопасность, уборка территории аэропорта, обслуживание пассажиров.
Важной составляющей расходов является и аэронавигация. В России за нее отвечает ФГУП “Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации” (ГК ОрВД), которая взимает плату за ведение борта по установленным государством тарифам.
Доля сбора за аэронавигацию в цене авиабилета составляет в среднем 2%.
Впрочем, собираемых сейчас денег ведомству все равно не хватает, поэтому в начале октября ГК ОрВД и Росавиация направили обращения в Федеральную службу по тарифам с просьбой изменить ставку сборов за авианавигационное обслуживание на 6,5%, поскольку ныне действующие ставки сборов были введены ФСТ России еще в августе 2010 г.
Помимо расходов на авиатопливо, наземное обслуживание и аэронавигацию важную роль в конечной стоимости на авиабилет играет и политика авиакомпании.
Авиакомпании используют сложные схемы, рассчитывающие операционные расходы компаний относительно пассажиропотока, как правило, на целый год.
В “высокий сезон” цены на билеты авиакомпаний выше, чем в период перевозок с малым пассажиропотоком. Это позволяет покрыть убытки авиакомпаний, возникающие за время низкого спроса на авиабилеты.
На цену билета для потребителя влияет большое количество факторов, включая время покупки билета, брэнд, продукт, расписание, сезон, цель полета, наличие и количество конкурентов у авиаперевозчика. Разница в цене билетов особенно заметна для билетов экономического класса. Цена билета за месяц до предполагаемой даты вылета обычно существенно ниже, чем при покупке билета за день вылета. Это связано с тем, что в первую очередь выкупаются наиболее дешевые билеты.
С учетом такого большого количества косвенных и прямых затрат тарифная сетка авиакомпании, как правило, насчитывает несколько десятков позиций.
В связи с этим билеты, предусматривающие практически одинаковые условия обслуживания, могут быть приобретены по ценам, различающимся в несколько раз. (Газета.ru/Транспорт Украины и мира)