Большую приватизацию, в список которой включены стратегически важные для Украины предприятия, оправдывают пятью мифами, заявил главный инженер ОСП “Судоверфь Украина” Алексей Мусатов.
По его словам, ключевым мифом властей является тезис о том, что государство не может быть эффективным собственником. “Это заявление озвучивается, как аксиома, Однако, в рейтинге по грузообороту в 2015 г. из 76 портовых операторов – 6 государственных стивидорных компаний вошли в ТОП-10. Картина была бы ошеломляющей, если бы этот рейтинг был составлен не в тоннах грузов, а в средствах, поступивших в бюджет страны. Еще один миф – о том, что государственные стивидорные компании утратили стратегическое значение для экономики страны. Однако, в ряде городов госпорты являются градообразующими предприятиями, влияющими на занятость населения, инфраструктуру и решение социальных проблем”, – пояснил инженер.
Он также развенчал третий миф правительства о том, что госпорты не способны развиваться, так как не могут привлечь инвестиции. По словам Мусатова, в 2015 г. госсектор портовой отрасли получил прибыль порядка 8 млрд. грн. При этом госинвестиции в портовую инфраструктуру составили менее 5% от заработанных денег, поскольку решением правительства Яценюка, 75% прибыли у портов государство забирает в госбюджет.
“Как Вы считаете, частные компании будут развиваться, работая на таких условиях? Нет, они свернут бизнес и выбросят людей на улицу. Отсюда вытекает еще один миф о том, что частный оператор якобы создаст дополнительные рабочие места. Мининфраструктуры даже называет количество – 5000. Можно привести пример порта Поти. Одним из условий Грузии перед концессионером было создание 20000 рабочих мест. В итоге было сокращено 7000 портовиков. С 2012 г. в порту периодически проходят забастовки и голодовки. В мае 2015 г. забастовка стала всеобщей, все причалы порта прекратили работу. Портовики требовали не путевок на Канары, а повышения зарплат на 15%. Руководство компании согласилось только на 5,3%. Частный оператор будет экономить и не несет социальной ответственности”, – уверен Мусатов.
Эксперт заверил, что пятый миф о том, что частный собственник создаст условия для повышения социально-экономического уровня региона, также не выдерживает никакой критики. Он привел пример – в 2000 г. правительство Джибути передало порт крупнейшему оператору портов DP World в концессию на 20 лет. Компания сегодня успешно развивается, однако, каждый второй житель региона проживает за чертой бедности. “Частного оператора заботит только собственная прибыль, ему нет дела до зарплат учителей и врачей”, – отметил Мусатов.
Эксперт выразил уверенность в том, что в массовой приватизации и концессии портов нет никакой логики, а лишь чей-то мотив. Эксперты отрасли не могут понять причину, по которой Мининфраструктуры в первую очередь планирует отдать в частные руки самые крупные и прибыльные порты – в частности, порт “Южный”, в модернизацию которого государство инвестировало свыше 5 млрд. грн. По мнению экспертов, чиновники лоббируют интересы олигархов, которым выгодна распродажа высоколиквидных госактивов в период экономического кризиса. (forbes.net.ua/Транспорт Украины и мира)