Городские власти научились достаточно легко обходить критерии системы ProZorro при закупках подвижного состава и проводить тендеры с заранее известным победителем. Более того, в последнее время стало распространенной практикой вообще не разглашать критерии транспортного средства, которое планирует закупать тот или иной город. Как же так получилось? – разбирался корреспондент Auto-Consulting.

Все дело в том, что власти городов теперь предпочитают закупают не технику, а услуги по ее лизингу. Даже если этот лизинг чисто символический, это дает им законное право проводить закупку финансовых услуг без аукциона.

С одной стороны, город несет якобы меньшие затраты, ведь не платит сразу всю стоимость, а будет выплачивать ее поэтапно. Это позволяет приобрести большее число техники за раз. Но тот факт, что фактически, городские власти, приобретают финансовые услуги, позволяет лизинговым компаниям продавать именно то, что им выгодно, а зачастую сами лизинговые компании – это специальные структуры по продвижению только одной марки автобусов или троллейбусов. Другими словами, если город уже договорился с такой компанией о закупке ее услуг, то уже заранее можно сказать, какую именно технику он закупит. Даже если она устаревшая или самая дорогая на рынке, ее все равно купят.

А как же система ProZorro? Как же конкурентные преимущества? Теперь это никого не волнует. Город закупит именно тот общественный транспорт, представители лизинговых компаний которого окажутся расторопнее. Вот и вся конкуренция.

Если проанализировать закупки последних месяцев, то именно так и происходит. Притом, цена, за которую приобретают лизинговую технику соизмерима, а зачастую и выше, чем намного боле современные автобусы и троллейбусы у других производителей. Кроме того. Лизинговые схемы активно используют наши соседи из Беларуси, чтобы продвигать свою продукцию на украинском рынке.

Увы, но первоначальная идея свободной конкуренции системы ProZorro дала сбой. Теперь конкурируют не производители техники и даже не их продавцы, а финансовые учреждения.

Но есть в этом и один положительный момент. Теперь городские власти наконец-то получили возможность закупать ту технику, которую считают нужной и с которой привыкли работать в местном коммунальном предприятии. Если оно несколько лет подряд закупало, к примеру, троллейбусы одного производителя и большинство парка у них этого завода, то логичнее, что их закупят и в очередной раз, даже если на рынке есть более дешевые аналоги. Система ProZorro такой возможности не давала.

Изобретательность украинских чиновников снова оказалась на высоте. Только вот вопросы свободной конкуренции теперь отошли на второй план. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)

 

Добавить комментарий