Еще в 2016 г. президент Петр Порошенко заявил о намерении Украины отказаться от российского угля.
Однако, как выяснил сайт “Олигарх”, Россия не просто осталась основным поставщиком угля в Украину, но и постепенно наращивает долю в его потреблении Украиной.
При этом “простые смертные” компании в пул тех, кому позволено покупать уголь в России, не попадают. По мнению экспертов, вопросы ввоза угля из России согласовываются на уровне высоких кабинетов на Банковой. “Иначе вас тормознут на границе – Россия или наши. Все отслеживается, известно, кто и куда ездит. Но прежде схема согласовывается на высоких уровнях, и с этого получаются откаты” -уверен глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Согласно данным, которые ранее привела Государственная фискальная служба, за 9 месяцев Украина закупила угля более чем на $2 млрд. или на 15,4% больше, чем в январе-сентябре 2017. Топливо приходило из России, США и Канады. При этом если в 2017 доля угля из РФ в денежном выражении составляла около 57% от всего объема украинского импорта, то в этом году она перевалила за 62%.
Как это происходит непосредственно, рассказывал ранее экс-глава Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин: “Уголь каждый день, четыре состава, это можно посмотреть через товарную станцию Конотоп, через накладные вагонные, прибывает из Кузбасса по маршруту на западный переход”.
Как выяснил “Олигарх”, помимо железной дороги российский уголь теперь загружают еще в портах – он спокойно идет по Азову из Ростова-на-Дону в Мариуполь. При этом Ростовский морской порт еще в 2016 г. попал под санкции указом Порошенко, поскольку он “способствует террористической деятельности и приводит к оккупации территории Украины”. Поэтому для него было введено “ограничение торговых операций на территории Украины”.
“Чиновники помпезно “закрывают” железнодорожные пути для провоза угля, но “пятая бизнес-колонна” открывает морские. Не обращая внимания на то, что порт-отправитель находится под санкциями, введенными президентом. Власть при этом остается как бы не при чем – “серым” углем пачкают себя прокладки, за которыми стоят как правящие, так и свергнутые кланы”, – отмечают журналисты.
В распоряжение “Олигарха” попала таможенная декларация от 5 июля 2018 г., согласно которой в Ростовском морском порту на балкер MV Helga, который ходит под флагом Маршалловых островов, было загружено 1,5 тыс. т антрацита. Портом разгрузки корабля был указан Мариуполь, отправителем груза – ОАО “Донуголь” (г. Шахты, РФ), получателем – ООО “ФПК “Ресурсгруп” (Киев, Украина). Правда, при заходе в Украину по документам отправителем российского угля числилась уже компания-посредник из Чехии – Commodities Trading s.r.o., оформленная на некоего гражданина Венгрии Владилена Миллера.
Как выяснили журналисты, “Ресурсгруп” в свою очередь продает уголь компании “Побутсервіс Авто”, которая официально торгует автозапчастями в г. Вишневое под Киевом. Эта же компания импортировала угля на сумму 3,26 млн. грн. у ростовского ООО “Экут” (контрактодержателем выступал все то же “Ресурсгруп”, а производителем – ООО “ТД Угольные Технологии”). Последняя компания, как писали СМИ, в 2015-2016 гг. нелегально вывозила уголь из ОРДЛО.
И “Ресурсгруп”, и “Побутсервіс Авто” – лишь посредники в замысловатом движении российского угля к украинским котельным. Но это посредничество обеспечивает им хорошие заработки. Только в июле 2018 г. “Ресурсгруп” импортировала из РФ около 6,65 тыс. тонн угля на $983 тыс. – как морем (из Ростова в Мариуполь), так и железной дорогой (из Шахт через станцию Купянск).
Всего, по данным журналистов, за 2017 и 2018 годы российские ОАО “Донуголь”, ООО “Экут” и ООО ОФ “Западная” экспортировали в Украину угля на сумму около $21 млн. Например, у “Донугля” регулярно и много топлива покупает компания “Краматорсктеплоэнерго”. За последние два года ее импорт в денежном выражении составил $14 млн. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)