Будет ли сжиженный автомобильный газ дешеветь, ведь цена на него и так невысока? Или наоборот – начнет резко дорожать, как только окончится карантин? Что может повлиять на цену газа и кошельки владельцев автомобилей с ГБО? Своими соображениями по этим вопросам с читателями Auto-Consulting делятся ведущие отечественные эксперты.

О перспективах цен на бензин и дизтопливо Auto-Consulting рассказывал совсем недавно. Повлияет ли снижение цен на них, и на стоимость сжиженного автомобильного газа? Или эти виды топлива вообще никак между собой не связаны?

Цены на автомобильный газ уже снизились. Это постепенное снижение происходит с начала марта. И на сегодняшний день средняя стоимость литра газа – почти на 2,5 грн. ниже, чем тогда. Но насколько это связано со снижением цен на бензин и дизтопливо?

Как сообщил директор специальных проектов в НТЦ “Психея”, профессор Геннадий Рябцев, прежде, чем говорить о том, будет ли снижение цены газа, надо понимать какие факторы на нее влияют. На первом месте – курс гривны, поскольку ¾ газа на нашем рынке – импортные. В отличие от бензина и дизтоплива цена газа не так сильно подвержена колебаниям спроса. На нее больше влияет сезонность. Например, зимой газ, как топливо используют в Польше и Турции. Поэтому, у нас цена на него, как правило, снижается не так сильно, как падает спрос.

По мнению, аналитика Консалтинговой группы “А-95” Артема Куюна, если цена на бензин еще как-то опосредованно влияет на цену газа, то стоимость дизтоплива с ним никак не взаимосвязана.

Рябцев считает, что соотношение цен газа и бензина А-95 в 50% – стимулирует постепенный рост рынка ГБО. Когда это соотношение 65% – количество переоборудований на ГБО сокращается. А когда меньше 50% – увеличивается. Сейчас это соотношение меньше.

По информации Артема Куюна, уже сегодня такие сети дискаунтеров, как БРСМ, Motto, Avia уверенно приближаются к цене газа в 7 грн./л.

Но на нашем газовом рынке есть и другие нюансы. Большая проблема продавцов газа у нас в стране, по мнению Геннадия Рябцева, еще и в том, что сжиженный газ сложнее хранить, чем бензин и дизтопливо. Поэтому, нельзя сделать его большие запасы. В то же время, и количество транспорта с ГБО у нас относительно стабильно. По данным Геннадия Рябцева, в стране сегодня больше 1 млн. автомобилей с ГБО. На сколько больше – сказать сложно, так как не все из них зарегистрированы. Но такое количество транспортных средств с ГБО – это фактически стабильная цифра, которая если и будет расти в будущем, то очень медленно. С такой оценкой согласен и Артем Куюн. По его мнению, технически мы уже приблизились к пику потребления газа, поскольку те, кто хотел поставить ГБО, уже поставил его. Поэтому, и потребление газа относительно стабильно. А значит – особо не влияет на его цену. По объемам – это около 1,25 млн. тонн в год, из которых 85% приходится на автомобили.

На данный момент не сильно влияют на цену сжиженного автомобильного газа и нелегальные заправки. По информации Геннадия Рябцева, около 1/4 всех газовых заправок в Украине – нелегальные. И именно их цены прежде “давили” на цену газа на официальных АЗС. Однако, только до определенного предела. По словам Артема Куюна, доверие к нелегальным газовым заправкам у большинства автомобилистов подорвано. Эти станции зарабатывают на недоливе, поэтому их низкая цена, в конечном итоге выливается в меньший пробег с одной заправки. А ведь люди, которые ставят на свои авто ГБО, делают это не от хорошей жизни. И они считают каждую копейку, так что низкая цена на нелегальных станциях при меньшем пробеге их не привлекает.

Получается, что главный фактор, влияющий на популярность газа, – это цена на А-95. Поэтому, по прогнозам Геннадия Рябцева, даже после окончания карантина, когда возобновит работу общественный транспорт и увеличится количество такси, цена на автомобильный сжиженный газ не поднимется, поскольку ожидается снижение цен на бензин. Не будет она расти и до окончания карантина, ведь сейчас цена на газ в опте уже снизилась на 1/3.

По мнению Артема Куюна, бензин и дизтопливо имеют больший потенциал для снижения цен в ближайшем будущем, чем газ. Но и газ не только не будет дорожать, но и станет немного дешевле даже после окончания карантина. Однако, границу в 8 грн./л цена газа вряд ли пересечет, иначе у официальных продавцов, по мнению Куюна, будет нулевой уровень рентабельности. Не станет газ дешевле 6,50-6,80 грн./л и у нелегалов, так как их цены ушли вниз еще раньше, а повышения спроса не предвидится. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий