Английская лоукост-авиакомпания EasyJet в рамках всемирной выставки Expo Milano – 2015 в Милане представила ряд инновационных разработок, призванных к 2020 г. радикально решить проблему задержек вылета “по техническим причинам” и существенно сократить оборотное время в аэропорту. В число тестируемых авиакомпанией технических инноваций входят осмотр самолетов с помощью запрограммированных беспилотников, использование Google Glass для определения дефектов обшивки, 3D-печать компонентов и усовершенствованные телеметрические методы передачи данных о состоянии самолетных систем.
“В EasyJet подсчитали, что семь из каждой тысячи рейсов задерживаются или отменяются из-за технических неисправностей. К концу десятилетия перевозчик намерен свести это число к нулю”, – цитирует начальника инжинирингового отдела Яна Дэвиса издание Flight International.
Внешний осмотр труднодоступных мест самолета, таких как верхняя часть фюзеляжа или хвостовое оперение, например, для выявления последствий попадания молнии отнимает время, приводя к задержкам. Между тем при численности парка в 220 ВС типа Airbus A320 это событие не редкость: по подсчетам компании, техники EasyJet сталкиваются с ним примерно 350 раз в год. “Ранее в районе Гэтвика мы в течение получаса зафиксировали шесть попаданий молнии в наши самолеты, – рассказал Дэвис изданию Air Transport World. – Такое событие способно обеспечить работой всю техническую службу в течение дня”.
Использование программируемых беспилотников позволит сократить время осмотра до одного-двух часов и повысит его эффективность, говорит Дэвис. Кроме того, по его словам, стоимость беспилотника “несопоставима с убытками от задержки вылета или простоя самолета”. Причем компания не намерена останавливаться на оснащении беспилотников видеокамерами. На втором этапе проекта планируется при помощи технологии трехмерного сканирования создать виртуальную 3D-модель каждого самолета и таким образом выявлять любые деформации обшивки – уже устраненные и новые.
В настоящее время осмотр с помощью беспилотника производится только в ангаре. Маленький квадрокоптер Riser оборудован лазерным радаром, с помощью которого он ориентируется в закрытом помещении, и запрограммирован выполнять осмотр по заданной траектории с точностью до 1 мм на расстоянии не менее метра от самолета. Он также способен изменять траекторию полета, чтобы избежать столкновения с человеком.
Что касается применения технологии на перроне, то задача усложняется не только физическими факторами, такими как ветер, но и законодательными ограничениями на использование беспилотников в регулируемом воздушном пространстве.
Испытания беспилотников и доработки совместно с производителем и разработчиком ПО ведутся уже более года, и в течение ближайших 12 месяцев авиакомпания намеревается сертифицировать технологию и начать ее применять. Если в настоящее время техники EasyJet при проведении осмотра за пределами базового аэропорта обязаны фотографировать обнаруженные дефекты и отправлять изображения на базу, в лондонский аэропорт Лутон, то уже через год это будут делать беспилотники, и удаленный оператор сможет следить за их работой в режиме реального времени.
Пока же авиакомпания планирует снабдить технический и инженерный состав очками Google Glass, оборудованными камерой, подключением к IT-сети авиакомпании и беспроводной гарнитурой, чтобы максимально упростить общение техников на базе с выездной бригадой. Техник, совершающий осмотр самолета, сможет синхронно видеть результаты предыдущих осмотров (обнаруженные вмятины, отсутствующие заклепки и другие дефекты – как устраненные, так и требующие устранения) и таким образом выявлять новые дефекты. Технология сейчас проходит испытания, и, если результаты будут удовлетворительными, компания пойдет дальше, разрабатывая аналогичное ПО для осмотра интерьера.
EasyJet намеревается “пойти дальше” и в области телеметрических методов передачи данных о состоянии самолетных систем. В настоящее время перевозчик, как и многие другие, использует разработанную Airbus систему диагностики Airman, которая автоматически отправляет сообщения об обнаруженных сбоях посредством канала связи ACARS. В планах авиакомпании – наделить систему прогностическими способностями посредством Интернета и программного обеспечения Wilco.
Задача – при первом получении данных об ухудшении показателей какой-либо из систем самолета ниже определенного уровня отслеживать ее состояние и заменить ее до того, как она выйдет из строя. Спрогнозировать развитие событий позволит база данных, включающая информацию о ресурсе компонента или среднем сроке службы. В настоящее время работа системы тестируется на вспомогательных силовых установках и системах отбора воздуха на нескольких самолетах. На очереди – системы кондиционирования и шасси.
Экспериментирует английский лоукостер и с 3D-печатью. На первом этапе принтеры планируется использовать для оперативной замены таких компонентов, как подлокотники кресел в салоне. Однако перевозчик с энтузиазмом ожидает ввода в эксплуатацию новых Airbus A320NEO с двигателями LEAP, некоторые компоненты которых будут создаваться по этой технологии. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)