17 августа “Газпром экспорт” сообщил об открытии электронной торговой платформы для продаж газа в Европу. “Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа”, – цитируют Ведомости слова гендиректора компании Елены Бурмистровой.
О сроках и форме проведения первой торговой сессии компания пока не сообщает, но площадка уже открыта для регистрации участников. Квалификация участников торгов займет не менее трех недель с момента подачи заявки. Исходя из этого следует, что начать торговлю на электронной площадке “Газпром” может уже в сентябре. Дополнительных комментариев “Газпром экспорт” не предоставил.
Запуск “Газпромом” нового механизма продаж приходится на третий год подряд рекордный рост продаж в дальнее зарубежье. В 2017 г. компания экспортировала в Европу 194,4 млрд. куб. м газа, увеличив долю на рынке до 34,7%, а в импорте до 64,8%. Европа для “Газпрома” – важный рынок, на нее в 2017 г. пришлось 37% выручки компании.
С января по 15 августа 2018 г. поставки выросли еще на 5,7% до 125 млрд. куб. м. При сохранении тренда экспорт “Газпрома” за весь 2018 год может составить “205 млрд. куб. и выше”, говорил в июне предправления “Газпрома” Алексей Миллер. Кроме того, значение 205,3 млрд. куб. м – это максимальный годовой объем газа, который предусмотрен по сумме всех экспортных контрактов “Газпрома” с покупателями в дальнем зарубежье, уточнял Миллер.
Из тезисного описания механики торгов в материалах компании следует, что проводиться они будут в форме слепого аукциона. Перед каждой торговой сессией “Газпром экспорт” будет уведомлять участников об объеме выставленного на продажу газа, его минимальной цене и сроках поставки. Покупатели получат возможность сделать заявку (объем/цена) и выбрать удобную им из предложенных “Газпромом” точек получения газа. Но торги не будут публичными, разглашение любой информации запрещается. Отмена уже сделанной заявки не предусмотрена, можно только скорректировать объем и цену в ней в сторону увеличения. Принципы формирования стартовой цены “Газпром экспорт” пока не раскрывает. “Но если эффективное снижение стоимости продаж относительно спотовых цен достигнет 5-10%, это, скорее всего, может заинтересовать потенциальных покупателей”, – говорит Маринченко.
В перспективе электронная платформа может стать довольно значимым каналом реализации газа, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко:
“В первую очередь за счет тех стран, которые стремятся сократить долю долгосрочных контрактов с “Газпромом” в общем объеме импорта, таких как Польша”. Основным ограничением для развития таких продаж может стать пропускная способность действующих труб. “На первых порах речь теоретически может идти о дополнительных поставках 10-15 млрд. куб. м в год”, – считает Маринченко.
Потребность Европы в импорте газа только за 2017 г. увеличилась на 8,3% до 312,1 млрд. куб. м, следует из данных Eurostat. “Газпром” к 2025 г. ожидает спроса еще на 19% (на 60 млрд. куб. м), а к 2030 г. – на 25% (78 млрд. куб. м), говорится в его материалах (“Ведомости” ознакомились с документом).
Конкурировать за эти объемы российской компании придется в первую очередь с поставками по газопроводу TAP/TANAP (Азербайджан – Турция – Юго-Восточная Европа), а также со среднеазиатским, африканским и американским сжиженным газом (СПГ). Главным конкурентным преимуществом последнего остаются настойчивые усилия администрации США увеличить поставки СПГ в Европу и угрозы введения санкций в отношении партнеров “Газпрома” в проекте “Северный поток – 2”.
Развитие электронной биржевой торговли демонстрирует, что “Газпром” всерьез намерен наращивать долю на европейском рынке, считает Маринченко. “Газпром” обладает сверхзапасами газа и избыточными транспортными мощностями, особенно если ему удастся сохранить украинский маршрут после ввода в эксплуатацию “Северного потока – 2”, – рассказывает Маринченко. – Стоимость поставки 1000 куб. м, включая все налоги и транспортировку, не превышает $120-130 при текущих ценах около $250. Новый инструмент может позволить “Газпрому” нарастить операционный денежный поток при минимуме усилий”.
Кроме того, развитие дополнительного способа продаж говорит о том, что “Газпром”, скорее всего, будет пытаться сохранить Украину как существенный транзитный канал, подчеркивает Маринченко. “Для того чтобы увеличивать долю рынка, “Газпрому”, скорее всего, понадобится 30-40 млрд. куб. м мощностей, а может, и больше”, – считает он. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)